Гравировка охотничьего оружия

 Дата публикации: 07.01.2011

При виде орнаментов на охотничьем оружии нередко буквально захватывает дыхание. Рафинированные произведения мастеров гравировки зачастую возносят ружье с уровня заводского изделия до ранга произведения искусства.

Как так получается, что некоторые экземпляры современного охотничьего оружия достигают цены, превышающей стоимость нового автомобиля, а нередко даже нового дома?

В большинстве случаев ответ на этот вопрос следует искать в тонкостях, например, в гравировке. Современные лаборатории выполняют типичную гравировку оружия в течение примерно 150 ч. Заметное улучшение отдельных деталей требует дополнительно около 300-400 часов. Наивысшее качество, граничащее с художественным мастерством, достигается на протяжении примерно 600-1000 ч работы. Однако некоторые проекты требуют намного больше 1000 часов, когда результат получается совершенно уникальный, а от цены на украшенные таким образом единицы оружия у большинства простых смертных кружится голова.

Гравировка охотничьего оружияГравировка охотничьего оружия

Украшение оружия посредством гравировки известно с древних времен. Орнаменты имели магический характер. Они как бы придавали уверенности в результативности сражений и в успехе на охотах. Эта потребность диалога с силами природы через магию побуждала к созданию первых форм художественного выражения. Описанию щита Ахилла Гомер посвятил больше места, чем многочисленным сражениям под Троей. Эта особая связь воина с его оружием сохранилась до сегодняшнего дня в виде придания предметам вооружения личностного отпечатка, часто в форме выполненного по заказу «персонального» орнамента. В случае с охотничьим оружием это привело к возникновению характерной техники гравировки, соединяющей в себя мастерство изобразительного искусства с новейшими достижениями лазерной технологии.

Ручное производство оружия естественным образом обеспечивает неповторимость и индивидуальный характер каждой изготовленной единицы. В нынешние времена, однако, главенствует массовое серийное производство. И ничего удивительного в том, что данная нам природная потребность индивидуальности приводит к огромной заинтересованности современными возможностями гравировки. Реалистичные охотничьи сцены, богатые орнаменты с растениями и животными, надписи, инкрустации вызывают интерес у современных охотников. Диапазон декоративных возможностей очень широк. Это может быть, например, резьба на ложе, гравировка на ствольных коробках и крышках замков, на рычагах и курках, гравировка стволов у коробки и на вылете и т.д. Для того чтобы дополнить картину, надлежит еще вспомнить о различных технологиях отделки металлических поверхностей — от хромирования, полирования, придания матовости и черноты до переливания цветами радуги и покрытия специальными красками.

Основное оснащение граверной мастерской — долота, гравировальные иглы и молотки. Острые принадлежности, выполняющие на металле соответствующие царапины и точки, посредством которых впоследствии получается окончательный рисунок, требуют специальной заточки. Для различных видов техники, материалов и очередных этапов работы применяются разные формы острия. Одни требования к нему, например, при вырезании арабесковых кривых линий, другие — при нанесении оттенков фона. Часто необходимы дополнительно увеличительные стекла, лупы, а во многих случаях также микроскопы.

Гравировка охотничьего оружияГравировка охотничьего оружия

Промышленная гравировка охотничьего оружия

Одной из менее дорогих и распространенных техник украшения является промышленная гравировка. Это процесс, в котором элементы оружия декорированы уже на этапе производства. Такой вид гравировки, как правило, не вызывает интереса у коллекционеров и на практике не оказывает большого влияния на ценность оружия. Промышленная инкрустация всегда не в состоянии приблизиться по качеству, характеру и общему впечатлению к какому-либо традиционному ручному методу гравировки.

Основные орудия гравировщика соответствующим образом профилированное долото и молоток. С их помощью выполняются наиболее распространенные и, вероятно, наиболее старые виды техники. Линии, составляющие окончательный рисунок, практически выковываются. Надо, однако, помнить, что, несмотря на кажущуюся простоту и легкость, для получения удовлетворяющего эффекта требуются большое умение и опыт.

Ручная гравировка охотничьего оружия

Более трудной техникой является ручное вырезание линии с помощи только долота или гравировальной иглы. Данный метод требует умения чувствовать давление и равномерно распределять усилия во время вырезания длинных линий. Эта техника особенно трудна при вырезании кривых линий, например, арабесок, когда материал должен подаваться прямо под острие гравировальной иглы. Одно неосторожное движение, одно «скольжение» могут свести на нет многочасовую работу, уничтожив уже готовые фрагменты украшения. Применение этой техники в украшении оружия требует большого опыта и хорошей интуиции.

Гравировка охотничьего ножаГравировка охотничьего ножа

Многие гравировщики обращаются к современным достижениям техники, применяя пневматические инструменты, которые заменяют традиционный молоток, делая возможным применение сменных долот и гравировальных игл. Очевидное преимущество этой техники заключается в возможности регулирования числа ударов, вызванных струей сжатого воздуха (от 3 до 30 тыс. ударов в минуту), и их силы, а также в улучшении контроля над участком работы гравировщика через освобождение одной из рук. Говорят, что достаточно раз попробовать благодеяние этого типа оборудования, чтобы никогда больше не вернуться к традиционному набору из молотка и долота. Опытные гравировщики, однако, объединяют все виды техники в зависимости от потребностей, связанных с конкретным проектом.

Инкрустация драгметаллом охотничьего оружия

Особой популярностью пользуются инкрустации серебром, золотом или платиной (добавление драгметаллов в украшаемую поверхность). Очень часто применяется инкрустация металлических предметов золотой или серебряной проволокой — так создаются, например, позолота вокруг вылета стволов, рамки вокруг края камеры замка и т.п. Очень популярным декоративным методом является рельеф, заключающийся в удалении материала вокруг создаваемого мотива.

Гравировка охотничьего оружияГравировка охотничьего оружия

Гравировка оружия в стиле булино

Считается, что наиболее совершенным из применяемых в настоящее время граверных техник является т.н. булино, представляющее собой венец мастерства граверного искусства. Эта техника позволяет получить эффект теней и полутеней и впечатление динамического движения. Ее правильное применение позволяет создавать весьма контрастные картины. Невообразимая степень детализации требует набросков сотен тысяч, часто многих миллионов точек. Возникшие на поверхности металла микроточки модифицируют отражение света и его абсорбирование, создавая обманчивое видение многих оттенков серости, «вызывающих» контраст картины. Нормальная черно-белая фотография состоит из 16 ступеней серости. Человеческий глаз в состоянии различить от 8 до 12 ступеней. Мастерское использование техники булино начинается с умения создавать 4 ступени серости, а пределом возможностей является 8-я. Словом, эта техника, применяемая мастерами, в состоянии переносить картины почти с фотографической точностью.

Разновидностью «точечной» техники булино является «линейный» метод. В этом случае вместо точек вычерчиваются тонкие линии, интенсивность и взаимное наложение которых определяют формы и вирируют освещение картины. Можно сказать, что это особая разновидность штриховки, т.е. способа передачи цветов или ступеней серости при помощи тонких, параллельных или перекрестных черт.

Булино — это техника, которая как никакая иная требует художественных способностей, особенно в области рисунка и графики, и умения играть светотенью. И все ради того, чтобы на небольшом фрагменте крышки замка или ствольной коробки воссоздать охотничью сцену. Здесь не может быть речи об обычном копировании, нужно изменить масштаб, пропорции, перспективу, свет и т.д. Нет ничего удивительного в том, что сцены, творимые этой техникой, требуют громадного терпения как от заказчика, так и от создателя. Данная техника гравировки — наиболее трудоемкая и сложная. О степени ее трудности и утонченности говорит хотя бы тот факт, что в Европе ее выполняют только полтора десятка мастерских, а в Польше — всего одна. Это мастерская Петра Гныпа в Явожно. Расписанное техникой булино огнестрельное оружие считается наиболее роскошным и предназначается для очень требовательного пользователя.

Не все из описанных техник гравировки влекут высокую стоимость. Оружие, покидающее завод, в подавляющем большинстве предназначено для безымянного, массового потребителя. Особая связь, представляющая собой единение охотника с его ружьем, требует, чтобы оружию был придан неповторимый, личностный отпечаток хотя бы в виде инициала или утонченного орнамента.

Фото гравировки охотничьего оружия

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...