Охотничья этика

 Дата публикации: 11.09.2023

Разговор об охотничьей этике - это разговор о совести и чести охотника, остающегося зачастую наедине с собой, наедине с природой. Именно здесь и проявляется истинное лицо охотника-не простого добытчика, а рачителя, хозяина, друга природы.

Необходимо помнить, что охотнику доверено не только охотиться, но охранять и приумножать запасы нашей охотничьей фауны. Поэтому истинный охотник никогда не пройдет мимо факта браконьерства, не посчитает, что это дело только милиции, охотничьей администрации. Отрицательная роль браконьерства в сохранении запасов дичи вообще, и заячьего поголовья и особенности, чрезвычайно велика.

Поэтому одна из первых заповедей истинного охотника - не упусти браконьера - губителя природы.

Правила поведения охотника на охоте, охотничья этика имеют самое прямое отношение к технике безопасности. Охотник имеет дело с огнестрельным оружием, это нужно помнить всегда. Недооценка потенциальной опасности, проявления неосторожности очень часто приводят к несчастным, трагическим случаям.

Отсюда следующая заповедь охотника - будь осторожен с оружием.

Охотничья этикаОхотничья этика

Не может считаться настоящим охотником тот, кто пренебрежительно, нечестно относится к товарищам по охоте. Бывают случаи добычи зайца из-под чужой собаки - нарушение охотничьей этики. Ну, а уж если появилась необходимость не упустить наверняка уходящего зайца, следует вернуть его владельцу, а тот должен возвратить снаряженный патрон. Таковы охотничьи традиции, таков пример абсолютной справедливости.

  • Нельзя стрелять зайца, идущего на соседний номер при загонной охоте, так же, как и нельзя шуметь в момент приготовления товарища к стрельбе. Пошумел-лишил товарища надежного выстрела.

Отсюда следующей заповедью должно быть - уважение к товарищам по охоте.

При охотах с гончими иногда приходится наблюдать несдержанность по отношению к собакам. Безусловно, нервы на охоте бывают напряжены, но вымещать обиду на собаках - недостойное занятие. Бить собак - не метод их воспитания, а проявление собственной жестокости. Методы наказания собаки широко известны, но они не должны превращаться в истязание животного.

К числу основных заповедей охотника, следовательно, нужно отнести и соответствующее уважение к собакам.

Лицо истинного охотника проявляется не только в соблюдении упомянутых заповедей. Охотничью этику, охотничью совесть характеризует и то, как охотник относится к добытой дичи. Охотник не допустит излишних мучений раненого животного. Он должен уметь без промедления выстрелом, ножом или просто рукой прекратить мучения животного. Охотник должен знать не только наиболее поражаемые места животного, но и анатомию убитой дичи - доступ к сердцу, к крупным кровеносным сосудам и другим важным жизненным центрам. При возвращении с охоты нужно обращать внимание на внешний вид дичи. Не следует допускать, чтобы окровавленная, испачканная грязью дичь, брошенная как попало, вызывала у людей неприятные чувства. Поэтому дичь должна выглядеть по возможности опрятной.

С нормами поведения настоящего охотника несовместима жадность к добыче, стремление добыть как можно больше трофеев, что опошляет спортивную охоту, превращая охотника-спортсмена в мясника. Очень часто это приводит к нарушению норм отстрела, а следовательно, наносит ущерб поголовью дичи. Это противоречит духу охотника и несовместимо с охотничьей этикой.

Соблюдение норм отстрела-одна из заповедей охотника.

Среди охотников бытует выражение некорректный выстрел, т. е. стрельба на ненадежное расстояние. При этом, как правило, остаются подранки: искалеченная дичь, обреченная на мучения и медленную смерть. Так и при охоте на зайцев некоторые охотники снаряжают патроны слишком крупной дробью или картечью и стреляют на дистанцию 80-100 м и более. В результате подранок не всегда добирается, так как на него не хотят или не могут тратить время. Подранки нередко остаются и при прицельном, но неудачном выстреле. Это недостойно охотника.

Соблюдение дистанции стрельбы и обязательный добор подранка - следующие две заповеди охотника.

Уже говорилось о том, что настоящий охотник заботится не только о добыче трофея, но и о разведении и охране дичи. В современных сложных условиях культурного ландшафта охотник должен прежде всего вложить свой труд в воспроизводство дичи, а уже затем брать в руки ружье. Возможностей применения труда охотников множество, они могут быть претворены в жизнь прежде всего через участие в биотехнических мероприятиях, направленных на улучшение условий обитания зайцев.

Эту заповедь настоящего охотника можно выразить так: сначала- разведение дичи, а затем - охота.

Само собой разумеется, что в этих заповедях отражены далеко не все требования, которые обязан выполнять настоящий охотник. Однако, если каждый охотник будет соблюдать эти условия, в выигрыше будут все: сами охотники, охотничье хозяйство и природа в целом.

Для того чтобы представить себе, в чем заключается конкретная помощь заячьему поголовью, как улучшить условия обитания этих животных, необходимо познакомиться с основными биотехническими мероприятиями по зайцам.

У человека с ружьем - охотника - складываются с природой особые отношения, он обязан относиться к ней с уважением, выполнять свои обязанности на совесть. Многое в этих отношениях зависит и от охот­ничьей удачи.

В принципе мы считаем, что для России харак­терна любительская, спортивная охота. Однако уве­личение численности крупных копытных позволило охотникам поставлять все больше мяса дичи в общественный сектор, и это придало охоте яв­но выраженный промысловый характер. Следует отметить, что любым видом охоты занимаются одни и те же охотники - члены добровольного Общества охотников, а это значит, что разницы между способа­ми и техникой охоты быть не должно. Независимо от того, отстреливается ли дичь для сдачи государ­ству или добыча остается в распоряжении коллектива охотников, на охоте следует соблюдать общепризнан­ные нормы морали и сложившиеся традиции. Мы стре­мимся к тому, чтобы целью охоты все больше ста­новилась добыча охотничьих трофеев. Охота - это и вид рекреации, охотник возвращается с нее не толь­ко с трофеем, но и со множеством приятных впечат­лений.

Какой же должна быть охотничья этика?

В фило­софском плане этика - это дисциплина, рассматри­вающая мораль как часть общественного сознания и одну из основ общественного существования. Под этикой мы понимаем определенную форму сознания общества в целом или какой-либо его части (семьи, трудового коллектива, нации) - сумму прин­ципов и норм, регулирующих поведение человека в данной социальной единице. Нормы поведения, зафиксированные законодательством и подлежащие обязательному исполнению, доводятся до каждого члена общества в процессе воспитания, общественной оценки поведения и исходящими из закона средствами воздействия.

С течением времени по таким же принципам, то есть посредством воспитания сознательности и сове­сти, одобрения или неприязни, сформировалась и охотничья этика - определенные нормы поведения и взаимоотношений охотников. Обычно эти качества не нормируются государственным законом, но мно­гие нормы морали в интересах дальнейшего разви­тия охоты отражены в законодательстве и подлежат неукоснительному соблюдению.

Обязанности охотника по отношению к природе связываются с выполнением практических работ - биотехнических мероприятий. Справедливо лицензии выдавать охотникам, выполняющим работы по ухо­ду за дикими животными: участвующим в заготовке кормов и подкормке, строительстве охотхозяйственных сооружений. В обязанности охотника вхо­дит совершенствование своего умения стрелять. Не­обходимые тренировки в стрельбе до получения раз­решения на отстрел животного обязательны для всех охотников. Если охотник не выполняет указанных требований, он отрицает охотничью этику.

Уважение к живой природе - выражение высо­кой морали. Охотник должен сдерживать в себе страсть убивать животных. Наши далекие первобыт­ные предки охотились только для удовлетворения жизненных потребностей, и страсти убивать как тако­вой они явно не испытывали. Многими веками поз­же, вооружившись огнестрельным оружием, человек возомнил себя властелином природы, и целыми гора­ми убитых животных отмечались его охотничьи тропы в Северной Америке и Африке. Мы ни на миг не должны забывать о том, что, опираясь на научные основы, взяли на себя задачу отрегулировать чис­ленность диких животных таким образом, чтобы без­властной оказалась стихия и природа не обеднела.

Охоту никогда нельзя будет приравнять к право­мерному и регулярному использованию домашних животных. Привлекательность ее состоит в том, что дичь надо выследить и как бы перехитрить. В случае удачи мы говорим, что охотнику повезло, а если нет - надо терпеливо ждать новой возможности.

Людей, стреляющих в птиц, лишенных возмож­ности улететь, или в зверей, спасающихся от урагана или пожара, а также в лежащих и спящих животных, нельзя считать охотниками, поскольку они поступают вопреки сложившимся нормам охотничьей этики. Это браконьеры, утратившие гуманность по отноше­нию к животным. Они вынуждены скрывать свои действия от честных охотников и вообще от всех людей, уважающих нормы нашей морали. Мы со всей строгостью осуждаем преследование и отстрел диких животных в свете фар автомашины, использо­вание для добычи зверей разных недозволенных ловушек, силков, крючков и петель - они помогают браконьеру избежать громкого ружейного выстрела, но причиняют животным мучительные страдания. Осуждаем мы и отстрел диких животных издалека, наугад, поскольку при этом зверь часто становится подранком, обреченным на гибель. Предосудительно также разорение птичьих гнезд и похищение яиц.

Кроме ружья, охотник может пользоваться и вспомогательными средствами охоты. Разрешается использовать манки, приспособления для подражания голосу дичи и фигурки птиц, флажки. В некоторых случаях разрешается расставлять капканы. Но все эти средства и их использование регламентируются правилами охоты.

Вспомогательные методы и средства охоты не должны наносить вреда условиям жизни и питания других, не охотничьих животных, нарушать сложив­шуюся экосистему.

Итак, охота должна целиком подчиняться требо­ваниям этики. Гуманность и высокие моральные устои охотников могут самым существенным обра­зом повлиять на развитие охотничьего хозяйства в нужном нам направлении. Чем больше будет дичи, тем больше будет и возможностей для охоты.

Сроки охоты, например, устанавливают исходя в первую очередь из сроков появления на свет и под­растания молодняка животных. Обычно у зверей и птиц этот период приходится на весну, поэтому вес­ной, как правило, отстрел не ведется. В зимние ме­сяцы мы стараемся не тревожить полезных с хозяй­ственной точки зрения животных, чтобы они легче переносили жестокие морозы и глубокий снег, не ослабли перед рождением детенышей. Начало осенней охоты на птиц определяется с учетом того, чтобы мо­лодняк поднялся на крыло. При отстреле пушных зверей следует учитывать, чтобы мех был наилучше­го качества (в наших северных условиях он наибо­лее полноценен зимой). Лосей или косуль следует отстреливать в период, когда рога у них уже выросли и освободились от кожицы.

Мы привыкли растягивать сроки охоты, чтобы продлить себе удовольствие охотиться как можно дольше. Однако чем дольше мы охотимся, тем боль­ше нарушаем естественное состояние диких живот­ных, их покой. Именно из-за фактора беспокойства мы разрешаем охотиться на диких животных, полез­ных с точки зрения охотничьего хозяйства, только по субботам, воскресеньям и праздничным дням (для большинства охотников это выходные дни). Если же в другие дни недели в лесу раздаются выст­релы, а охота на это время не зарегистрирована, лес­ник знает: к делу причастны браконьеры.

У наших соседей в Финляндии и Швеции в послед­ние годы сезон охоты на лосей значительно сокра­щен. Численность лосей в этих странах достигла не­бывалых размеров, поэтому лимиты отстрела высо­ки: 2/3 общего лимита отстреливается в течение 2 - 4 дней с начала сентября до середины октября (на севере отстрел ведется раньше, в южной части чуть позднее), а остальная часть - в течение месяца до и после основного срока. В этом кроется серьезный резерв для сокращения вредных влияний на популя­ции диких животных.

Из-за ущерба, который некоторые дикие живот­ные причиняют сельскому и даже охотничьему хо­зяйству, они зачислены в список видов, принося­щих вред. Некоторые звери и птицы (у нас это волк, лисица, болотный лунь, ястреб) причиняют ряду охотничьих животных настолько су­щественный ущерб, что охота на них не лимитируется сроками и часто даже способами охоты.

Самый страшный враг наших птиц - енотовидная собака. Из-за нее мы не можем добиться повышения численности тетеревов и серых куропаток, она враг глухарей и уток. Енотовидная собака очень плодови­та, у нее бывает до 7 щенят в год, и это усугубляет опасность. Охотиться на нее оказалось не просто, для того чтобы держать ее численность в разумных преде­лах, требуются большие усилия. Ущерб, причиняемый енотовидной собакой нашему охотничьему хозяйству, в настоящее время намного превышает приносимый ею доход.

Некоторых хищников иногда приходится исклю­чать из списка зверей, подлежащих уничтожению. Это обычно делается в случаях, когда их численность сокращается до критического предела. Так бывало с рысью, куницей, выдрой, некоторыми видами хищ­ных птиц. Иногда их разрешалось отстреливать в те­чение круглого года, а бывало, что охоту приходи­лось ограничивать определенными сроками.

Мы не устаем повторять, что численность серых куропаток у нас низка и пока не проявилась тенден­ция к ее росту. У этой птицы много врагов, она труд­но переносит морозные и снежные зимы. Нехватка корма вынуждает ее приближаться к жилью человека, где ей угрожают кошки и собаки. Можно, конечно, отловить куропаток осенью, помочь им перезимовать под навесами, регулярно подкармливая, а затем вы­пустить парами (в расчете пара на гектар) и ждать новых выводков. Но наши охотники считают, что это слишком хлопотно, отнимает очень много вре­мени, кроме того, у нас слишком много хищных птиц, лисиц, енотовидных собак и бродячих кошек, чтобы из этого что-нибудь получилось.

Самая красивая птица наших лесов, король на­шей орнитофауны - глухарь. Численность его тоже постепенно сокращается по разным причинам. Одна­ко лицензии на отстрел самцов глухаря хотя и в очень ограниченном количестве (с десяток именных путе­вок), но все же выдаются: для охотника добыть глу­харя - это как бы защитить диплом на звание охот­ника. Объявление пассивного запрета на отстрел глу­харя имеет свои недостатки.

Токуют глухари ранним весенним утром, токо­вища обычно располагаются в самой глуши лесов или по краям верховых болот, поэтому добраться туда сложно и хлопотно (трудностями пренебрегают лишь фанатичные браконьеры, желающие "насладить­ся" прекрасной картиной глухариного токования). И вот было сочтено целесообразным, чтобы облада­тели именных путевок выполняли заодно функцию контроля за токовищами. Но тут оказалось, что мно­гие "привилегированные" охотники не удосуживают­ся ознакомиться с правилами поведения на току. В принципе глухариная охота должна начинаться с вечера, когда охотник, наблюдая прилет самцов на токовище, примечает, какое дерево они выбрали для ночевки. По шуму полета можно установить даже возраст птицы. Охотник должен быть предельно осто­рожен: если птицы его заметят, утром токование не состоится. Бывали случаи, что обладатели именных лицензий поднимали ружье на самцов, прилетающих на токовище вечером. Некоторые утверждали, будто успешно справились с охотой на глухаря, а на самом деле выстрелили в первого попавшегося самца и в первое же утро охоты. Что может более ясно свиде­тельствовать о самом грубом попирании охотничьей этики?! Видимо, тут и кроется одна из причин паде­ния численности этих птиц.

Токование - процесс продолжения рода, и он должен происходить по сложившейся в природе тра­диции, без вмешательства извне. Поведение глуха­рей на току чрезвычайно своеобразно, оно вполне позволяет отстрелять одного из токующих самцов так, что этого не заметят остальные. Охотник может приблизиться к токовищу незаметно для токующих птиц и так же удалиться от него. Поэтому лицензии на столь исключительную охоту следует выдавать только тем охотникам, которые соблюдают принци­пы этики. Даже во время охоты токование глухарей должно завершиться оплодотворением всех присут­ствующих самок, а не разлетанием самцов.

Охотничья этика требует не внешнего соблюде­ния традиций охоты и норм морали, она касается чести и совести охотника, обязывает его относиться к живой природе, в том числе к диким животным, так, чтобы от этого в конечном счете выигрывал он сам.

Несложно нарушить требования морали, выпол­няя такую работу, как отстрел бродячих собак и кошек. В охотничьих угодьях они смертельные вра­ги дичи. Однако по ним нельзя стрелять в населен­ных пунктах, вблизи построек, на глазах у людей, вообще следует избегать присутствия посторонних лиц при акте их умерщвления.

В лесу возникают ситуации, когда надо убить раненого, попавшего в капкан или пойманного зве­ря. В таком случае выстрел производят с расстояния 10-15 см. Стоящему на ногах зверю надо целиться в грудь или голову, лежащему - в голову за ухом. Для охоты на лося и кабана используют пули, а на косулю - картечь. В лесную дичь размером меньше лисицы, в том числе в птиц, стреляют мелкой дробью. Иногда для сохранения меха применяют другие спо­собы умерщвления. Например, зайца поднимают за уши и наносят сильный удар рукой по затылку за ушами. Подобным способом умерщвляют лисиц, енотовидных собак, барсуков, хорьков, горностаев, куниц. Непозволительно продлевать муки раненого животного, нанося ему беспорядочные удары: неуме­лость здесь приравнивается к жестокости.

Нельзя задевать чьих-либо эстетических чувств при переноске, транспортировке, разделке и обра­ботке добычи. Добытых животных недопустимо во­лочить по земле - это может повредить шкуру, у нас для транспортировки крупной дичи используют коры­тообразные сани. Недопустимо также оставлять в лесу внутренности добытой дичи: они загрязняют природу и служат очагом инфекции, не говоря уж об неэстетичности такого поступка. Если нет воз­можности воспользоваться специальными помещения­ми для разделки дичи, где есть соответствующее оборудование и вода, внутренности следует зарыть.

Если добытое животное нужно подвергнуть пер­вичной обработке в лесу, это следует делать двум-трем наиболее умелым охотникам, остальные же в это время должны находиться в стороне. Разделка туши крупного животного требует соблюдения опре­деленных правил.

Моральный облик охотника полностью раскры­вается на охоте. Но чтобы охотник соответствовал по своим моральным качествам требованиям, предъ­являемым ему охотничьей этикой, необходима соот­ветствующая воспитательная работа.

Огромную роль в воспитании охотников играет соблюдение охотничьих традиций. Возьмем для при­мера использование охотничьего рога. Это традицион­ный инструмент, который служит для передачи дру­гим охотникам нужной информации, однако звуки его производят и эстетическое впечатление. С помощью рога возвещают о начале охоты, облавы, сигнализи­руют о передвижениях охотников (вправо, влево, быстрее, медленнее), о сборе.

Если зверь добыт, охотники проводят обряд его чествования. Корни этой традиции уходят в далекое прошлое. Обычно шапку охотника, совер­шившего точный выстрел, а также тушу добытой ди­чи украшают еловой веткой. Обряд обретает особое значение, если в охоте участвовал почетный гость - охотник из других мест.

Следует позаботиться об охотничьих базах, куда после удачной охоты можно перенести добычу, где можно подвести итоги охоты, обсудить, какие были допущены ошибки и промахи, кто нарушил порядок охоты, как этого избежать в дальнейшем. Охотничьи базы - это помещения, где можно произвести и пер­вичную обработку добычи, согреться после долгого пребывания на морозе и в сырости, съесть припасен­ные бутерброды, а при необходимости и переноче­вать, чтобы наутро, например, продолжить преследо­вание подранка. Здесь могут быть установлены и стенды для упражнений в стрельбе.

Особая тема - одежда охотника. Неряшливость в одежде приводит к неряшливости в поведении. Отправляясь на охоту, мы должны подобрать прак­тичную и удобную одежду, хорошо защищающую от холода и сырости. Непригляден охотник в рваном ватнике или в шуршащей и стесняющей движения кожанке. У нас многие охотники носят специальную (единую для всех) одежду, выполнен­ную по эскизу художника-модельера.

Бывает, что охотников упрекают в жестокости. Это не правомерно. Численность диких животных в современных условиях необходимо регулировать. А долг охотника - выполнять это быстро и точно. Предъявляемые охотнику этические требования по­могают повысить его сознательность и дисциплиниро­ванность.