Тренировка стрельбы

 Дата публикации: 07.04.2011

Смысл стрелковой тренировки охотника заключается в том, чтобы путем многократного повторения одного и того же движения или комбинации движений закрепить правильные приемы, усвоить необходимые навыки, с меньшей затратой средств и времени подготовить молодого охотника. Кроме того, во время тренировок на стрельбище происходит воздействие и на психику стрелка, он развивается и интеллектуально.

Охотники начали тренироваться давно. Вначале тренировки носили примитивный характер: стреляли по камням, снежкам, деревянным чуркам, выбрасываемым в воздух ассистентом. Потом стреляли по живым голубям: затем изобрели специальную метательную машинку, бросавшую в воздух стеклянные шары. Постепенно спортивная охотничья стрельба по подвижным целям приобретает все большую популярность, разрабатываются правила проведения соревнований.

Тренировка стрельбыТренировка стрельбы

В нашей стране стрельба по летящим мишеням — довольно молодой вид спорта, начавший развиваться наряду со спортивной охотой только после революции. Ныне охота, стрелково-охотничий спорт, рыболовство стали важными элементами укрепления здоровья трудящихся. Регулярно проводятся соревнования по спортивной стрельбе, на которых отбирают лучших стрелков для участия в первенстве РФ. Лучшие из лучших входят в состав сборной команды РФ и выступают на первенствах Европы, Мира и Олимпийских играх.

Стрельба дробью по летящим мишеням, как ни один другой вид спорта, дает возможность приобщить к физической культуре людей самых различных возрастов. Особенно успешно решается проблема привлечения к занятиям спортом ребят 14-16 лет, которых уже не берут в детские спортивные школы. Между тем именно эта молодежь через 2-3 года пойдет в армию и хорошо было бы, если бы она получила соответствующую стрелковую подготовку.

Научившись хорошо стрелять на охотничьем стрельбище, охотник во время охоты не будет калечить дичь, делать подранков. Хорошо стреляющий человек убьет три утки и подберет их. Плохой же стрелок сбивает много, а подобрать иногда не может ничего. Часто слышим: Сбил 5 штук, а нашел одну, так не повезло! А не повезло только потому, что такой охотник не знает элементарных вещей. Он не знает, например, что гладкоствольное ружье приспособлено для стрельбы дробью на близкие расстояния, не более 50 метров. С увеличением расстояния дробь сильно разбрасывается, теряет скорость, а следовательно, и убойную силу.

Некоторые охотники, жалуясь на ружье, говорят, что оно живит дичь. Тогда же из такого ружья стреляли на 45-50 метров, оно надежно убивало дичь. Значит, ружье живило при стрельбе на 60-70 метров — на расстоянии, на которое оно не рассчитано. Малейшая ошибка в прицеливании приводит к промаху или бесполезному ранению дичи. Охотник, плохо определяющий расстояние на глаз, будет неточно стрелять.

Иные скажут, что, мол, и стрелки-спортсмены тоже промахиваются. Да, бывает, что в первые минуты охоты в силу больших эмоциональных переживаний от вида дичи они промахиваются. Но затем быстро успокаиваются, так как тренировка на стрельбище дала им возможность научиться правильно анализировать свои действия и быстро делать выводы. Как выделить дичь, он знает хорошо — в этом помогло ему тоже стрельбище. В результате такой стрелок делает 1-2 промаха, потом бьет птицу или зверя наповал.

У некоторых охотников, пришедших на стрельбище, не получается хорошей стрельбы, отсюда они делают вывод, что спортивная стрельба охотнику ничего не дает. В чем же дело? Почему охотник на стрельбище мажет, а некоторые стрелки-спортсмены мажут на охоте? Дело в том, что охота р стрелково-охотничий спорт — неразрывные части единого целого, их нельзя отрывать друг от друга, они должны все время взаимодействовать.

Для того чтобы успешно выступать на больших соревнованиях, стрелок-спортсмен должен обладать хорошей физической подготовкой и отличной выносливостью. Ведь соревнования длятся по 10-12 часов в день и несколько дней кряду.

В чем же своеобразие стрельбы?

Трудность ее заключается в том, что скорость полета мишени в два раза больше, чем скорость полета утки, а сама мишень в четыре-пять раз меньше ее. Следовательно, зрительный анализатор быстро схватить мишень без тренировки не сможет. Будет резкий бросок ружьем за мишенью, значит и промах. Во время соревнований за стрелком внимательно наблюдают судьи и фиксируют результат. Кроме того, бывает много зрителей, которые бурно переживают и реагируют на промах. Стрелок пытается не промахнуться, но это вызывает большие перегрузки в его психике.

Помимо этого обстоятельства, охотник, пришедший в первый раз на стрельбище, реагирует на вылетевшую мишень не так. как на живую цель на охоте. У него не появляется чувства такого же страстного ожидания мишени, какое он переживает на охоте. Если поднялась утка, охотник приковывает все свое внимание к ней. Он ничего не слышит и не видит кроме дичи, т. е. концентрация внимания у него полная. Как правило, он на стрельбище воспринимает мишень с олимпийским спокойствием, и она, двигаясь с большой скоростью, уходит непораженной. Бывает и так, что охотник начинает спешить, но тоже теряет мишень. Дело в том, что охотник привык стрелять по дичи, которая, как указывалось ранее, в 40 раз больше, чем летящая мишень. Поэтому его зрительный анализатор правильно и своевременно информирует о расстоянии до цели только определенного размера. К тому же многолетняя тренировка на охоте дает человеку, возможность приспособиться к стрельбе той или иной дичи, запомнить определенные точки выносов прицеливания и бить в эти точки впереди цели. Некоторые охотники стреляют без поводка стволов за мишенью, выбрасывая стволы вперед цели и ждут, когда она подлетит на нужное ему упреждение. На стрельбище так стрелять нельзя — будут промахи. На стрельбище следует стрелять с поводком за мишенью и выносить ружье на нужное упреждение-, которое определяется во время тренировок.

На охоте, как и на стрельбище, требуются: выдержка, собранность, внимание, быстрая реакция на вылетевшую мишень, плавная и точная вскидка; поводка ружьем, осуществляемая всем корпусом тела стрелка за целью; опережение мишени или дичи по ходу ее полета или бега. Ружье, вскинутое в спешке, почти никогда не ложится так, как нужно, его приходится поправлять. На это уходит время, а цель не ждет. Стрелок должен выработать точную координацию движений и умение стрелять впереди цели, а это-то умение и прививает стрелково-охотничий спорт.

Под понятием тренировка подразумевается система подготовки и воздействия на различные стороны деятельности спортсмена. Тренировка складывается из общефизической, стрелково-технической, тактической и психологической подготовок, органически связанных между собой и составляющих единый педагогический процесс, организованный в систему учебных занятий. Это обычный путь, по которому протекает овладение спортивным мастерством.

В зависимости от целей и задач в определенные периоды тренировки могут преобладать отдельные ее стороны. Например, в подготовительный период наряду с другими задачами большое значение приобретают общефизическая и специальная подготовки. К концу этого периода, длящегося в течение декабря, января, февраля, в связи с изменением задач обучения и тренировки на первый план выступает стрелково-техническое совершенствование, а в период соревнования огромное значение приобретают также психологическая и тактическая подготовки спортсмена.

Во все периоды тренировки ведущую роль играет стрелково-техническая подготовка, состоящая из следующих элементов: овладения рациональной структурой движений, правильной стойкой, согласованностью движений отдельных частей тела вместе с оружием; быстрой целенаправленной реакции на мишень; плавной обработки спускового крючка и умения управлять движениями в микроинтервалы времени.

В то же время тренировка не может осуществляться без достаточного развития у спортсменов таких важных качеств, как быстрота реакции, стрелковая выносливость, сила, координация движений, а также достижение необходимого автоматизма всех действий стрелка.

Прежде чем достигнуть высокого мастерства, каждый стрелок должен пройти определенную школу стрелково-спортивной подготовки. Основным направлением этой школы являются дидактические принципы, принятые в советской педагогике, такие как строгая систематичность и последовательность в обучении, его простота и доходчивость. В проведении занятий нужно руководствоваться правилами: идти от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Систематическое повторение определенных приемов обусловливает прочность закрепления навыков в технике стрельбы.

Обычно для начинающих стрелков в основном проводят занятия по стрелково-технической подготовке из расчета 1 — 2 раза в неделю с производством выстрела.

Занятия начинают со знакомства с материальной частью оружия, техникой стрельбы, правилами соревнований. Форма занятий-групповая. Такие группы комплектуются, исходя из одинаковой подготовленности занимающихся.

Начальный период обучения и тренировки характерен тем, что главной задачей ставится стрельба по мишеням без остановки оружия в момент выстрела, то есть основное внимание обращают на овладение правильной техникой стрельбы. Исключительное внимание должно быть уделено исправлению всех ошибок, тормозящих рост мастерства стрелков.

На этом этапе рекомендуется стрельба по относительно легким для данного спортсмена мишеням, например, встречным мишеням, прямым на траншейной. Затем переходят к стрельбе на номерах 2, 6, 3 и 5, а на траншейной площадке ведется стрельба по мишеням, имеющим небольшой боковой угол вылета и полет на высоте 2- 2,5 метра над уровнем стрелковой площадки. В этот период не рекомендуется настройка метательных аппаратов с максимальной скоростью полета мишеней. К таким полетам нужно подходить постепенно и только после того, как спортсмен в известной мере овладеет правильными навыками стрельбы. Желательно использовать упражнения с незаряженным ружьем с взятием нужного упреждения и поводком ружья по летящим мишеням, выпущенным для другого стреляющего в это время стрелка.

Спортсмены, наиболее успешно овладевшие техникой стрельбы, переходят к тренировке по сложным мишеням, таким как дублеты, одиночные мишени на четвертом и восьмом номерах на круглой площадке, а на траншейной площадке совершенствуют технику стрельбы по мишеням с наиболее острыми углами вылета, низкими и высокими полетами над уровнем стрелковой площадки.

Стрелки, имевшие в прошлом результаты в пределах первого и второго разрядов, отрабатывают мишени, которые в соревнованиях были наиболее уязвимыми, т. е. по которым было больше всего промахов; систематически работают над совершенствованием быстроты и точности движений, умением концентрировать все внимание на мишени, развитием чувства времени и восприятия мишени в пространстве.

Неотъемлемыми частями тренировки спортсмена являются общефизическая и специальная подготовки, обеспечивающие достижение высокого спортивного результата. Применяемые упражнения должны способствовать развитию и укреплению мышц туловища и конечностей, не только участвующих в стрельбе, но и всего организма стрелка. Основная цель таких упражнений — повышение жизненного тонуса, закаливание, укрепление здоровья стрелка.

Стрелок и тренер могут с успехом пользоваться литературой по общефизической подготовке, изданной различными авторами. Однако только одна общефизическая подготовка не может обеспечить успеха в соревнованиях. Для этой цели разрабатывают специальные упражнения. Эти упражнения по характеру воздействия на организм можно разбить на следующие группы: упражнения, способствующие формированию быстрых и точных действий; упражнения, развивающие умение управлять своими действиями в микроинтервалы времени упражнения, способствующие стабильности в изготовке к выстрелу; упражнения, совершенствующие и укрепляющие работоспособность отдельных мышечных групп.

Рекомендуется избрать посильные стрелков сопутствующие физические упражнения и виды спорта: ежедневную зарядку, в которую включается и специальные упражнения, подвижные спортивные игры, прогулки на лыжах.

Очень важную роль играет домашняя подготовка стрелка. Она складывается из работы с ружьем и специальных физических упражнений, числу их в первую очередь относится:

  • вскидка ружья в плечо;
  • повороты вправо и влево с ружьем, ставленным в плечо;
  • отработка согласованности и плавности движения;
  • упражнения, формирующие правильность обработки спускового крючка.

Дальнейший путь совершенствования стрелка связан с выполнением необходимого объема и интенсивности нагрузки.

Одновременно с увеличением объема в это время увеличивают и интенсивность тренировки. Рекомендуется проводить не менее двух-трех занятий в неделю и ежемесячно специальные контрольные стрельбы.

В предсоревновательный период стрелковый объем и интенсивность стрельбы должны превышать соревновательную нагрузку, так как только путем использования максимальных нагрузок возможно повышение спортивного результата. В этот период число тренировок целесообразно увеличить до четырех-пяти в неделю, соблюдая при этом строго индивидуальную дозировку для каждого стрелка команды.

В установившейся практике спортивной работы пользуются тремя вариантами построения тренировочных нагрузок.

Первый вариант характерен равномерным объемом и интенсивностью. Тренировка проводится 3 раза в неделю по 50-75 -100 выстрелов в каждой тренировке с одинаковыми интервалами отдыха между сериями. Среднее время каждого занятия — от одного часа двадцати минут до одного часа тридцати минут. Такое распределение нагрузки рекомендуется главным образом в процессе обучения. Ожидать достижения высоких результатов при этом варианте едва ли возможно. Практика показывает, что применение такого варианта тренировки в течение длительного времени дает стабильные результаты в пределах второго и первого спортивных разрядов.

Второй вариант имеет в своей основе постепенное увеличение стрелкового объема. Например, стрелок расходует в первый день 75 патронов, во второй — 100, в третий — 125, в четвертый — 150. Наряду с ростом стрелкового объема равномерно увеличивают и интенсивность нагрузок ; тренировка по этому варианту создает предпосылки для перенесения тренирующимися максимальных нагрузок. При этом следует помнить, что постепенное и непрерывное увеличение, стрелкового объема и интенсивности тренировки происходит на фоне совершенствования техники стрельбы вообще и отдельных ее элементов в частности.

В третьем варианте предусматривается использование максимального объема и интенсивности; при этом тренировочная нагрузка должна превышать соревновательную. Например, если программа соревнований предусматривает стрельбу в течение трех дней 300 мишеней, то во время тренировки по данному варианту нагрузка увеличивается на 15-20 процентов по сравнению с соревновательной. При тренировке по данному варианту можно варьировать также и интенсивность путем сокращения времени занятий при повышенном стрелковом объеме, сокращения интервалов отдыха между сериями и т. п. Этот вариант, как правило, используют в период учебно-тренировочных сборов, когда стрелки начинают приобретать спортивную форму. После такой нагрузки проводят контрольную стрельбу, близкую по характеру к стрельбе на соревнованиях.

Пятидневные циклы тренировок по вариантам 2 и 3 планируют в обычном процессе учебных тренировочных занятий.

Максимальные же нагрузки следует применять только строго в индивидуальном порядке, с расчетом на то, что в соревнованиях стрелок покажет наивысший результат. Естественно, что после максимальных нагрузок планируют отдых или переключение на другие виды подготовки, не исключающие стрельбу с более низкой интенсивностью.

Нельзя строить тренировочный процесс с использованием какого-либо одного варианта нагрузок. Необходимо варьировать эти типы нагрузок между собой для выработки у стрелков умения приспосабливаться к стрельбе в изменяющихся условиях. Разумное сочетание различных вариантов нагрузок при условии хорошо поставленного врачебно-педагогического контроля и использования методов срочной информации позволит тренеру обнаружить уровень готовности спортсмена к соревнованиям, а также предупредить наступление различных явлений перетренировки.

Рассмотренные выше варианты тренировки были проверены в ходе учебно-тренировочного процесса на группах спортсменов и отдельных стрелках.

На основании анализа тренировочных нагрузок и наблюдений за ростом спортивно-технических результатов была обнаружена некоторая зависимость между тренировкой по различным вариантам нагрузок и ростом спортивных результатов, а также общая тенденция становления и роста спортивного мастерства у стрелков-спортсменов.

Наряду со спортивно-технической подготовкой и правильным планированием нагрузки большое, а иногда и решающее значение приобретают тактическая и психологическая подготовки спортсмена, которые так же, как и физическая подготовка, совершенствуются под воздействием специальных упражнений.

Использование предложенных выше вариантов распределения нагрузки в тренировочной работе должно строго соответствовать подготовленности стрелка. Так, например, первый вариант может быть использован на начальных стадиях овладения стрелковым мастерством или стрелками, имеющими меньшую физическую и техническую подготовленность. Второй вариант в сочетании с третьим более соответствует стрелкам лучшей физической и технической подготовленности.

Использование нагрузки с большим объемом и высокой интенсивностью может быть рекомендовано только в индивидуальном порядке стрелкам высшей спортивной квалификации.

Применение различных вариантов тренировок должно происходить в тесной взаимосвязи с физической, стрелково-технической и психологической подготовкой, а также при врачебно-педагогическом контроле.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...