Охотничье хозяйство Германии

 Дата публикации: 20.03.2024

Общая площадь Германии - 108,3 тыс. км2, из них 94 % занимают охотничьи угодья. Значительная часть республики - низменности и холмистые местности. На севере высота над уровнем моря около 50 м, на юге она достигает 200 м, постепенно переходя в средневысотные горы: Тюрингский лес, Рудные горы, Гарц.

Климат Германии умеренный. Лето довольно прохладное, а зима относительно теплая. В горах климат несколько суровее. Снеговой покров держится 1-2 месяца. Средняя температура в январе от +1° до -1°, а в июле от 16 до 20°. Осадки выпадают довольно равномерно в течение всего года. Количество их колеблется от 600 до 800 мм. В горах они увеличиваются до 1000-1200 мм. Мягкая зима и теплое лето благоприятствуют развитию древесной и травяной растительности, что в свою очередь обеспечивает животный мир кормами.

Охотничье хозяйство ГерманииОхотничье хозяйство Германии

Леса занимают 27,3 % площади, а пашни 46 %. Распределение лесов крайне неравномерно. В некоторых районах лесистость свыше 60 % (Тюрингия), а в других всего лишь 4-8 % (Галле, Дессау). Число древесных пород относительно небольшое, леса в основном состоят из четырех древесных пород. Сосна занимает 50,5 % площади, ель 25,5 %, бук 11,6 %, дуб 5,8 % и прочие лиственные (береза, ольха, осина) 6,6 %. По составу преобладают чистые насаждения. В лесу довольно много лугов, полян, занимающих около 5 % лесного фонда, что очень важно для ведения охотничьего хозяйства. Возрастное распределение лесов представлено в табл. 10.

Такое возрастное распределение благоприятствует жизни копытных животных. В хвойных лесах больше кормов в молодняках, они занимают одну треть площади, а в лиственных лесах лучшие условия в молодняках и спелых лесах, на долю которых приходится 64 %.

Более 50 % лесов созданы посадками. Ввиду того, что в течение многих десятилетий сплошные рубки вели небольшими площадями, лес состоит из небольших участков (2-5 га). Границы участков ясно выделены и часто определяются просеками, дорогами, расчищенными тропами.

Средняя величина кварталов 30 га. Кварталы разделяются просеками, дорогами, высоковольтными трассами, железнодорожными линиями и водными рубежами. В горных лесах кварталы выделены по водоразделам. В равнинной местности почти по всем просекам можно проехать на автомашине. Такое деление леса на кварталы и лесные выделы внутри их создают отличные условия для проведения охотхозяйственных работ, в том числе для учета дичи и организации охоты.

Большое положительное значение для лесного и охотничьего хозяйства имеет запрещение в лесу пастьбы скота и сенокошения. Для этой цели отводят специальные площади лугов, которые обычно огорожены. Все сельскохозяйственные площади, пашни, покосы, выгоны для ведения охотничьего хозяйства включены в сферу деятельности лесничеств и вся дичь находится в распоряжении последних совместно с обществами охотников. Лесхоз несет ответственность за потраву полей дикими животными и оплачивает убытки, сумма которых определяется специальными комиссиями. Это обязывает лесничества устанавливать плотность заселения дичи как в лесу, так и в поле на таком уровне, при котором бы вред полям был минимальным.

На сельскохозяйственных землях обитает так называемая, мелкая дичь - зайцы-русаки, фазаны и серые куропатки. Плотность заселения их зависит от преобладания сельскохозяйственных культур и местного микроклимата. В соответствии с этим и проводят бонитировку угодий.

Высокий уровень лесоохотничьих хозяйств и большие запасы охотничьей фауны сочетаются с большой плотностью населения, густой сетью дорог и активным использованием земель по прямому назначению. В Германии при 17 млн. жителей плотность населения в среднем равна 250 человек на 1 км2 (от 93 до 327), железных и автомобильных дорог 6,2 км на 1 км2, а интенсивность сельского хозяйства требует значительного применения химических удобрений и ядохимикатов. Однако, несмотря на эти отрицательно влияющие на охотничью фауну факторы, строгая дисциплина, основанная на правильном понимании использования природных богатств, на соблюдении общественных интересов, и ряд организованных мероприятий обеспечивают хорошее ведение охотничьего хозяйства.

Лесоохотничье хозяйство в Германии ведется с учетом физико-географических условий: почвы, растительности, высоты над уровнем моря, температуры по сезонам и даже по месяцам, количества осадков, в том числе высоты и продолжительности снежного покрова и т. д. В зависимости от этих факторов определяются основные виды охотничьей фауны, плотность заселения и меры ухода за дичью.

Законом о регулировании охоты, принятым в 1953 г., ведение хозяйства и руководство охотой возложено на органы управления лесным хозяйством по согласованию с охотничьими инспекциями, имеющимися при краевых и окружных исполкомах гражданской власти. Высшим охотничьим органом в Германии является Государственный комитет лесного хозяйства. Один из заместителей комитета ведает вопросами охоты и охраны природы, у него работает несколько референтов (двое - трое). В обязанность Государственного комитета лесного хозяйства входит издание руководящих материалов и контроль за выполнением всех положений об охоте, защита интересов охотничьего хозяйства при утверждении государственных и финансовых планов, распределение финансовых и материальных средств между гослесхозами на местах. Он определяет сроки охоты и виды животных, подлежащих отстрелу или защите. При Государственном лесном комитете функционирует рабочая группа, в обязанность которой входит согласование вопросов охотничьего хозяйства с орнитологами, зоологами, биологами, ветеринарами и другими специалистами, входящими в состав этой группы.

Руководство и управление охотничьим хозяйством идет по двум направлениям: непосредственное ведение хозяйства и проведение всех охотхозяйственных мероприятий возложено на соответствующие структурные подразделения лесного хозяйства, а контроль за охотничьими обществами и коллективами и руководство ими осуществляют охотничьи инспекции при окружных и краевых исполкомах народной власти.

Контроль и административный надзор, как было указано выше, осуществляют окружные и краевые охотничьи инспекции в составе 2-3 человек при каждом округе и крае. Охотничью инспекцию возглавляет, как правило, председатель окружного и краевого исполкома гражданской власти, что придает ей определенный авторитет и оперативность в деле пресечения всякого рода нарушений и осуществления плановых мероприятий.

В качестве заместителя руководителя краевой и окружной охотничьей инспекции выбирают одного из местных лесничих. Все делопроизводство охотничьей инспекции ведет платный секретарь.

При всех органах охотничьего контроля, в том числе при Гослескомитете, окружной и краевой охотничьей инспекции организованы советы, в состав которых входят представители заинтересованных ведомств - народной милиции, министерства торговли, министерства сельского хозяйства, ветеринарного надзора, несколько работников лесного хозяйства, а также наиболее авторитетные и опытные охотники. Хотя эти советы и являются совещательными, общественными органами, в лице представителей отдельных ведомств они оказывают реальную помощь в организации охотничьего хозяйства.

Бонитировка охотугодий в Германии

Э. Вагенкнехт (1966) указывает, что в 1951 г. Укерман предложил бонитировку угодий для копытных животных проводить по четырем показателям: протяженности полевых границ, лугам среди леса, составу леса и по различию почв. Каждый из этих четырех показателей влияет не только на численность, но и на качество животных, главным образом на их конституцию. Замечено, что чем длиннее граница леса со смежными полями в охотничьем хозяйстве и чем больше лугов внутри леса, тем больше ежегодный прирост массы животных. Например, прирост массы (живого веса) оленей там, где луга занимают 21 % и более общей лесной площади, примерно в 10 раз больше, чем там, где луга расположены на 1-2 % площади. Аналогичное влияние оказывают и смежные границы полей.

Укерман разработал цифровые показатели для указанных четырех факторов. Для худших условий обитания копытных сумма баллов около 40, а для лучших угодий теоретически 100, а практически 85 баллов. Длина границ смежных полей измеряется курвиметром или циркулем. Площадь лугов среди леса подсчитывают следующим образом: суммируют все площади в лесу, которые числятся как луга, и, кроме этого, берут полосу леса, смежную с лугом, шириной 200 м. Эту полосу под пологом леса считают также площадью лугов. Общую площадь как кормовую базу, таким образом, определяют как сумму площадей собственно лугов плюс полоса леса. Данные по распределению покрытой лесом площади по породам берут в гослесхозе. Если в каком-либо хозяйстве не ясно, к какой группе отнести лесной выдел, например, ели 60 %, дуба 40 %, то берут среднее. Например, 10 баллов по ели и 18 баллов по дубу,- среднее -14 баллов.

Метод бонитировки угодий, предложенный Мотлем (Э. Вагенкнехт, 1966), по сравнению с методом Укермана имеет ряд преимуществ: во-первых, он базируется на кормовых запасах и, во-вторых, довольно прост. Однако и этот метод не лишен недостатков, главным из которых следует признать то, что не определяется доступность кормов в зимнее время.

Учитывая положительные и отрицательные стороны метода Укермана и Мотля, а также на основе своих изысканий X. Мюллер разработал для Германии новый метод бонитировки лесных угодий, который считается наиболее совершенным. По нему пробонитированы охотничьи хозяйства в 1964 г. Для бонитировки каждого хозяйства он считает необходимым определить следующие показатели: общую лесную площадь, площадь лугов в составе лесного фонда, площадь кормовых полян, площадь смежных с лесом полей, площадь, занятую кустарниками и ягодниками, доступными копытным животным и поедаемыми ими, площадь под пологом леса, покрытую травяной растительностью.

Площадь лугов, расположенных в лесу, как и всех других площадей, берется из материалов лесоустройства. Кроме того, вычисляют 200-метровую полосу вдоль границы лугов по методу Мотля. Большое значение имеет опушка леса, где копытные животные часто и охотно кормятся.

Площадь полей вне леса определяют как 200-метровую полосу вдоль границы леса, причем эта полоса не входит в площадь для определения численности копытных животных и плотности заселения. Ее берут как вспомогательный показатель для бонитировки.

Площадь кормовых полей внутри леса входит в общую площадь для бонитировки угодий. Площадь, занятую кустарниками с высотой до 1,5 м, учитывают, если она не меньше 0,5 га. К кустарникам относится подрост главных пород: красного бука, дуба, ясеня, клена, ильма, березы, липы, осины и ольхи и подлесок из ивы, рябины, крушины, бересклета, бузины, жимолости и можжевельника. Брусника и черника также относятся к кустарникам, но при высоком снежном покрове площадь, занятая этими ягодниками, исключается.

Площадь под пологом леса, покрытая травяной растительностью, состоит из участков, травы на которых в течение всего года доступны копытным животным. Загороженные участки не учитываются. К несъедобным растениям отнесены все мхи, папоротники, осоки, пушица, тростник, камыш, ландыш и др.

Для определения площади, занятой кормовыми травами, Мюллер предложил таблицу, в которой указаны проценты полезной площади в чистых древостоях отдельных пород для трех групп зарастания травами в зависимости от полноты древесности - высшей, средней и низшей.

Обязанности охотобщества в Германии

Охотничье общество обязуется через коллективы охотников построить определенное число вышек для охоты, кормушек, засеять кормовые поляны, огородить их, прочистить тропы для подкрадывания и выставить ловушки для вредных хищных зверей и птиц. Затем общество охотников обязано принимать участие в мероприятиях по предотвращению повреждения дичью леса и смежных полей. С этой целью в договоре указывается, сколько часов члены общества должны отработать по устройству изгородей вокруг молодых посадок леса и по опрыскиванию-отпугивающими пахучими жидкостями отдельных участков естественного леса.

Гослесхоз обязан построить хранилища для отстрелянной дичи, обеспечить ее приемку, предоставить материал, механизмы и транспорт для постройки охотничьих сооружений (вышек, изгородей), дать семена для посева на кормовых полях и оплатить стоимость кормов для определенного договором количества собак. Гослесхоз бесплатно предоставляет транспорт для доставки собак на выставки, полевые испытания и для перевозки охотников и загонщиков при загонных охотах. Гослесхоз выдает охотникам бесплатно ружья, которые закреплены за каждым охотничьим коллективом и хранятся у руководителя охоты. Ружья выдают только на день охоты. Патроны оплачивает сам охотник и получает их вместе с ружьями.

Эти договорные обязательства вытекают из взаимной заинтересованности. Охотники имеют возможность участвовать в интересной охоте, выполняя план отстрела и, кроме того, они имеют право на получение доли от убитой дичи (20-30 %), а также все внутренности и трофеи (рога, клыки и даже голову целиком).

Гослесхоз же возмещает все расходы и оплачивает труд служебного персонала из доходов от продажи дичи торгующим организациям. Образец договора на закрепление охотничьего участка и пятилетнего плана дан в приложении.

Помимо договорных обязательств, Гослесхоз и соответствующие структурные подразделения обязаны выполнять ряд других функций, установленных законом об охоте, постановлениями и инструкциями. В число этих обязательств входят составление планов ведения охотничьего хозяйства и проверка их исполнения. За невыполнение плана отстрела дичи и сдачи ее государству Гослесхоз имеет право взимать с общества охотников штраф.

Гослесхозы ведут книгу учета, отстрела и сдачи дичи, составляют отчеты по всем разделам охотничьего хозяйства. Гослесхоз обязан снабжать охотничьи общества и коллективы необходимыми бланками документации, в том числе бланками билетов, договоров, отчетности и пр. Вся площадь, находящаяся в ведении гослесхоза, наносится на карту, включая все смежные угодья и поля, выгоны и пр., так что ни один участок не остается без внимания. На этой карте указывают границы всех охотничьих участков (хозяйств), населенные пункты, пути транспорта, пункты сдачи дичи.

Вопрос права охоты решают органы милиции, которые выдают охотничьи билеты и осуществляют государственный надзор за использованием ружей, а также охраняют охотничью фауну.

Надзор за выполнением закона об охоте, наложение административных взысканий, разработку правил и инструкций, касающихся инспекционных функций, выполняют общественные органы в лице охотничьих инспекций при окружных и краевых исполнительных органах гражданской власти.

Охотничьи участки в Германии

Охотничьи участки в зависимости от характера угодий имеют различное направление в ведении охотничьего хозяйства. В участках с преобладанием леса охотхозяйство ведется главным образом, на копытную дичь - оленей, косуль и кабанов, а в полевых участках на мелкую дичь - зайца-русака, серую куропатку и фазана. На каждый охотничий участок составляют чертеж и полную характеристику, в которой указывают наименование, границы и площадь с распределением по видам угодий (лес, поле, луга, воды и пр.), бонитет и хозяйственное количество дичи по видам, которое надо поддерживать все время. В соответствии с этой характеристикой на основе ежегодного учета составляют годовой план отстрела и сдачи дичи, строительства необходимых сооружений и проведения охотхозяйственных мероприятий, в том числе заготовок кормов на зимний период, а также содержания необходимого количества собак. В каждый охотничий участок назначается ответственный руководитель. Обычно это работник участкового лесничества, в служебную обязанность которого входит проведение всех охотхозяйственных мероприятий, намеченных планом. Кроме того, из числа работников лесничества выделяется также ответственный за хранение и выдачу ружей, биноклей и патронов. Руководитель охотничьего хозяйства по производству охоты подчиняется краевым охотничьим инспекциям, а охотхозяйственные мероприятия проводит под руководством Гослесхоза.

Охотничьи участки выделяет краевая охотничья инспекция совместно с гослесхозами. Это выделение утверждают вышестоящие органы.

По договору, который заключает охотничье общество с гослесхозом, охотничьи участки передают низовым коллективам.

В этом договоре указывается название охотничьего общества, гослесхоза и того коллектива, который будет вести хозяйство. На охотничье общество возлагается контроль за выполнением плана отстрела и сдачи дичи по кварталам года. В договоре указаны пункты сдачи, причем мелкую дичь доставляют транспортными средствами охотничьего коллектива, а для крупной дичи транспорт предоставляет лесхоз.

Государственный лесной комитет Германии

Весь государственный лесной фонд разделен на участковые лесничества площадью 3-5 тыс. га. Три-пять участковых лесничеств объединены в лесничества. Лесных обходов и объездов в нашем понимании в Германии нет. Как участковые лесничества, так и лесничества занимаются только проведением лесохозяйственных и охотхозяйственных мероприятий и не являются хозяйственной единицей с самостоятельным балансом. Все расчеты и планирование хозяйственной деятельности ведет гослесхоз, называемый государственным народным лесным предприятием. Он также выступает в качестве юридического лица. Один лесхоз руководит четырьмя-пятью лесничествами. Лесхозы в свою очередь объединены в пяти управлениях лесного хозяйства. Эти управления выделены по природным признакам, в основном по преобладанию древесных пород.

Таким образом, в Германии имеется Государственный лесной комитет, 5 объединений лесных предприятий, 90 гослесхозов, 450 лесничеств и 3200 участковых лесничеств. В каждом лесном подразделении имеется от одного до трех работников, ответственных за ведение охотничьего хозяйства и проведение всех охотхозяйственных мероприятий. Круг обязанностей лесных органов и отдельных работников подробно регламентирован целым рядом правил и инструкций.

В непосредственном ведении Гослескомитета находится двенадцать государственных охотничьих хозяйств. Отстрел в этих хозяйствах не входит в общий план сдачи дичи. Основная задача этих хозяйств - опытные работы и получение трофеев. С этой целью все поголовье оленей строго учитывают и разделяют на два класса, а каждый класс - на три категории. За отстрел первоклассных оленей-рогачей с гостей взимают значительные суммы.

Между соответствующими структурными подразделениями лесного хозяйства и окружными и краевыми охотничьими инспекциями имеется постоянный контакт. На окружную охотничью инспекцию возлагается контроль за поддержанием хозяйственной плотности дичи и выполнением всех охотхозяйственных мероприятий, а также за здоровым состоянием охотничьих зверей и птиц. Охотничья инспекция следит за выполнением плана отстрела и сдачи дичи охотничьими обществами и гослесхозами. На ее ответственности лежит распределение задания по выполнению необходимых охотхозяйственных мероприятии (кормовые поляны, ремизы, кормушки, вышки и пр.).

Краевая охотничья инспекция следит за правильностью использования финансовых и материальных средств, осуществляет контроль за выполнением плана отстрела и отлова, а также следит за выполнением закона об охоте как окружной инспекцией, так и органами лесного хозяйства. Она контролирует правильность выделения охотничьих хозяйств, регулирование плотности заселения и принимает участие в определении средств на приобретение ружей и патронов, выделяемых Гослескомитетом. При краевой и окружной охотничьей инспекциях, как и при Гослескомитете, созданы комиссии по оценке трофеев.

За низовым охотничьим коллективом закрепляются охотничьи участки (охотничьи хозяйства) из расчета 200 га полевых угодий, или 300 га лесной площади, на одного охотника. Площадь охотничьих хозяйств колеблется от 1 тыс. га до 4 тыс. га.