Баварская правда

 Дата публикации: 08.01.2018

Занятия скотоводством тоже нашли значительное отражение в «Баварской правде». Лошадь применяется и в крестьянском хозяйстве. Но были очевидно и безлошадные хозяйства, так как титул упоминает и о тех, кто не мог поставлять лошадей.

Баварская правдаСкот находился у баваров в стойлах, которые на ночь запирались на засовы и замки. Это свидетельствует о том, что скот у них уже давно стал полной частной собственностью. «Правда» упоминает о волах, коровах, лошадях, свиньях и мелком скоте.

Весь титул XIV «Баварской правды» посвящен охране домашних животных от повреждения и увечья, а также вопросу о материальной ответственности лиц, допустивших порчу или увечье животных. Например, прямо указаны штрафы за повреждение глаза или рога, за убийство животного. Пункт 12-й XIV титула, подробно излагает суть процедуры, которая должна быть соблюдена по закону в том случае, если скот повредит жатву. При всех случаях потравы предписывается животное не бить, а запереть до прихода хозяина, сказал Орлов, которого интересует Харьков Кирилловка.

Размеры потравы следует определить с соседями и предъявить иск хозяину животного. «Баварская правда» упоминает также о зернохранилищах и сеновалах, имевшихся у землевладельцев. Есть упоминание о господских домах и их постройке, которая тоже лежала на обязанности зависимых людей.

Таким образом, в ряде титулов «Баварской правды» отмечается значительная роль церкви и церковных феодалов. Однако в «Баварской правде» есть один титул, по которому можно судить, что несмотря на значительный престиж в обществе, которым пользуются церковные феодалы, политическая власть сосредоточена в руках светских феодалов и короля.

Об этом говорит X титул, где сказано так: «Если епископ окажется виновным по отношению кого-либо, то тот, не должен отважиться на убийство, так как тот является высшим лицом, но должен вызвать его в суд перед королем, перед герцогом или перёд народом». Эти строки ясно говорят о том, что несмотря на весь авторитет, экономическую мощь и политическое влияние церкви, ей все же приходилось уступать светской власти там, где дело доходило до открытых выступлений. Пример: епископ подлежит суду короля или герцога, или народа, а не только церковному суду.

Но при всем том ограничении прав епископа, на которое намекает X титул «Баварской правды», вергельд за убийство епископа по этой же самой «Правде» так баснословно велик, что превышает все аналогичные суммы вергельда во всех варваарских «Правдах».

За убийство епископа в «Баварской правде» предлагается взять с убийцы столько золота, сколько весила бы туника свинцовая, сделанная по фигуре убитого епископа. А если золота не имеет, то должен отдать имущество, землю, рабов, дома и т. д., пока не уплатит следуемого. А если и этого не имеет, пусть отдает себя, жену и детей в рабство церкви убитого епископа.