История охоты

 Дата публикации: 03.02.2011

Так человек уже на заре своей истории проявлял власть над природой, и с тех пор вмешательство его в природные процессы все время нарастало.

Со временем основными занятиями людей стали скотоводство и земледелие, обеспечивающие более постоянные и надежные источники питания. Охота стала лишь необходимым подспорьем в хозяйстве. Дикую природу вблизи древних городов и поселений вытесняли пастбища и обработанные поля.

С образованием древних царств в Египте, Междуречье, Индии, когда у правящих групп населения в избытке появились разнообразные продукты, охота впервые стала носить спортивный характер. Ей уделялось большое внимание. На охоте использовалось то же оружие, что и на войне, и храбрый охотник почти всегда становился храбрым воином. Но хотя охота в те времена не была еще никем и ничем ограничена, как спорт она была доступна только богатым. Бедняки по-прежнему охотились ради мяса и шкур.

История охотыИстория охоты

Только в более поздние времена в Западной Европе в период развития и укрепления феодальных государств было положено начало ограничениям на охоту. Крестьяне не имели права охотиться даже на своей земле. Охота была безраздельной привилегией короля и его вельмож.

Еще позже возникла так называемая охотничья регалия — исключительное право государства на охоту, которое использовалось также в интересах правящих классов.

Наконец, в буржуазном мире сравнительно непродолжительное время существовала свободная охота, но государство осуществляло необходимый контроль за ней.

Охотничья регалия была введена не во всех странах. В государствах, располагавших большими территориями и сравнительно небольшим населением, свободная, неограниченная охота сохранялась вплоть до самого конца 19 века. Поэтому у разных народов складывалось и разное отношение к охоте. Если в Западной Европе, например, на охоту уже в середине века смотрели как на почти недоступное или очень дорогое удовольствие, то в Азии и в Америке очень долгое время считалось, что охотиться можно совершенно неограниченно: природа казалась охотникам неисчерпаемой.

Изобретение и применение на охоте огнестрельного оружия стало роковым для многих видов животных. В Африке были истреблены бурчелева зебра и квагга; в Евразии — дикая лошадь (тарпан), еще в прошлом веке населявшая просторы южнорусских степей; в Америке — бизоны. Не без участия охотников только в одном 19 веке с лица земли исчезло 70 видов животных, а за последние полстолетия — еще 40. Поэтому каждый, и в особенности начинающий, охотник должен помнить, что не только жажда наживы за счет охоты, но и просто несдерживаемый охотничий азарт — тягчайшее преступление перед природой. Поскольку же человек не может жить без природы, неумеренная охота является преступлением и против человечества.

Конечно, далеко не во всех бедах природы повинны охотники. Рост населения на земном шаре, развитие цивилизации до неузнаваемости изменили землю во многих районах мира. Распаханы огромные территории, почти полностью исчезли дикие степи, сократились лесные территории. В больших промышленных центрах и районах дикая природа исчезла совсем. Применение ядохимикатов в сельском и лесном хозяйствах, загрязнение поверхности морей и океанов нефтью — все это губило и губит диких животных в неизмеримо больших масштабах, чем охота. Но отрицательное воздействие человека на растительный и животный мир неизбежно до тех пор, пока каждый из нас не осознает необходимости жить в гармоническом единении с природой. К сожалению, понимать это иногда начинают слишком поздно. Подчинив все живое на земле своим хозяйственным интересам, человечество уже нарушило взаимную связь многих природных процессов. Теперь почти невозможно сохранять дикие участки природы без разумного, основанного на научных достижениях, вмешательства человека. Поэтому, став охотником, в любой ситуации помните, что возможность охотиться теперь не просто дар природы, а результат труда многих ваших товарищей по страсти. Вы — часть огромного охотничьего братства, и судьба охотничьего хозяйства в значительной мере зависит от каждого охотника, а значит, и от вас. Не забывайте, что главная задача охотника теперь, как ни удивительно это звучит, не охота, а охрана природы, восполнение ее ресурсов, ибо без этого не будет и самой охоты.

В конце прошлого и в особенности начале нашего века стали создаваться охотничьи хозяйства во лесах передовых странах мира. Охотники были вынуждены сделать это, чтобы поддерживать в организованных угодьях на достаточно высоком уровне численность животных. Органы государственной власти начали повсюду осуществлять жесткий контроль за охотой, за сбережением охотничьих ресурсов. Таким образом, охотничьи хозяйства стали важнейшим звеном в цепи разнообразных природоохранительных учреждений. Впервые в истории человечества охотники стали действительными друзьями живой природы, и эта их новая роль оказалась значительнее прошлой. Теперь недостаточно знать охотничьих зверей и птиц и уметь обращаться с ружьем. Современный охотник должен быть дисциплинированным членом общества, должен знать и выполнять охотничьи законы и правила, созданные в его же интересах.

История охоты Эстонии

Наши далекие предки, можно полагать, были прирожденными охотниками. Жили они на вольной природе вместе с живностью, дававшей им и пищу, и одежду, и материал для изготовления предметов оби­хода. Борьба за существование заставляла человека охотиться на животных, мясо которых он употреб­лял в пищу, и сражаться с хищными зверями.

Согласно историческим данным, первые люди поселились на территории теперешней Эстонии при­мерно 10 тыс. лет назад. Они питались рыбой, яго­дами, кореньями и семенами деревьев, насекомыми, а также охотились на крупных животных. Прошло еще несколько тысячелетий — и бывшие рыболовы и охотники научились возделывать землю и разводить скот. Поля они расширяли за счет выжигания лесов, истребляя их на протяжении более чем трех тысяче­летий.

Известно, что охота на диких животных велась в Эстонии беспрепятственно до начала 16 в. К этому времени относится первое письменное свидетельство о запрете на охоту, причиной которого была малая численность зайцев. Начиная с 17 века право на охоту все более ограничивалось, поскольку количество ди­ких животных стало заметно уменьшаться, что было обусловлено в основном многочисленностью волков. Охота на лосей, косуль и кабанов была запрещена под угрозой телесного наказания. Волков же было так много, что голодные их стаи проникали в селе­ния. На этих хищников устраива­ли большие облавы. Крестьяне, выходя на работу в поле, вооружались ножами и топорами.

В эпоху феодализма и капитализма охота прев­ратилась в развлечение для знати и господствующе­го класса. Крестьянам охотиться запрещалось, но они, чтобы добыть пропитание, делали это тайно, иногда даже рискуя жизнью. Так зародилось браконь­ерство.

Со временем средства охоты усовершенствова­лись. В первобытную эпоху на зверя шли с каменным топором, позднее стали применять пращу, пику, копье. Лосей и волков ловили в вырытые глубокие ямы. Некоторые ямы укрепляли досками, и получался своеобразный погреб, где и хранили тайно добытое животное. Для ловли зайцев глубокие ямы выкапы­вали зимой в сугробах, покрывая их сверху клеве­ром. В поисках корма зверек проваливался с сугроб и становился добычей браконьера. К далекому прош­лому относится также отлов дичи сетями. Сети рас­ставляли так, чтобы зайцы, лисицы, куропатки легко смогли запутаться в них. Охота с сетями была и надеж­ным способом добычи хищников. В 1686 г. были изданы генерал-губернаторские постановления, обязывающие владель­цев государственных и частных имений изготовить для охоты на медведей и волков соответственно по 8 и 5 саженей сетей на каждые 10 га пашни. В 1777 г. губернское правление постановило устраи­вать ежегодно 15 мая во всех приходах облаву на волков, а помещики установили премии для кресть­ян, уничтожавших волчат. Из официального сообще­ния Лифляндского губернского правления от 23 октября 1805 г. известно, что 15 мая этого года было истреблено 450 молодых и 16 матерых волков, а во время зимней охоты в сети попались 113 этих хищников.

У древних эстонцев обычным орудием охоты был лук. В более поздние времена его постоянно носили с собой пастухи.

После луков со стрелами, копий и арбалетов в конце 15 — начале 16 вв. появились охотничьи ружья с кремневым замком. Заряжались они с дула и были весьма неудобны в обращении (патроны стали применяться в Германии лишь в конце 16 в.).

Для отлова лисиц, хорьков, зайцев и птиц со вре­менем стали использовать капканы, ловушки и силки, а также различные прикормки. До тех пор пока не были выведены специальные породы собак, лисиц и барсуков или выкуривали из нор, или нору раска­пывали, или же просто выжидали, когда зверь выйдет из нее сам. Зайцев подкарауливали в шалашах, уст­роенных на полях с озимыми посевами. Для охоты на медведей строили лабазы. К лабазу охотники от­правлялись вдвоем верхом на лошадях. Один заби­рался прямо с лошади на лабаз, а другой уводил его лошадь, и таким образом на этом месте не оставалось ни следов, ни запаха человека.

С давних пор известны облавные охоты. В них участвовали псари с собаками и загонщики, обычно мальчишки, подражавшие лаю собак и трещавшие дощечками, чтобы шумом выгнать зверей на стрел­ков. Стрелки, а ими были садовник, плотник, лесник или сам управляющий имения со своими гостями, выстраивались на дороге, готовые стрелять в выбе­жавших из леса зайцев и лисиц. Главную задачу вы­полнял псарь, который забирал у борзых добычу -дичь, выскочившую из зарослей и настигнутую собаками. На облавах нередко использовали и гончих собак.

Своего рода охотой можно считать и сбор весной птичьих яиц. Предания гласят, что в окрестностях Мярьямаа деревенские девушки ходили на речку, где гнездились кряквы, собирать яйца, так как ку­риных яиц не хватало для праздничного угощения парней.

В окрестностях Рапла считали, что пастухи, съедая птичьи яйца, становятся сильными, как быки. Есть предания и о наказаниях за розорение птичьих гнезд. Одно из них повествует о том, как мальчик, разори­тель гнезд, встретился с седым старцем и тот, вьнув из-под пазухи сокола, бросил его мальчику в лицо. Птица сильно расцарапала мальчику глаза. Можно предположить, что на самом деле разоритель гнезда сокола был наказан хозяином гнезда.

Браконьерство появилось, очевидно, в те вре­мена, когда помещикам принадлежала вся земля, а значит, и леса, и дикие животные. Голод заставлял крепостных людей тайком идти в лес, чтобы добыть лося, косулю или зайца. Оружия они обычно не имели, а если и имели, то плохонькое, поэтому охота была нелегким делом. Если они попадались, их жестоко наказывали. Чаще всего суд вершили сами помещики, приговаривая браконьеров к смертной казни.

Путь к современным способам охоты был дол­гим. Формироваться они начали еще в те времена, когда охота служила основным способом добычи пропитания. Рост технических возможностей, по­полнение охотничьего арсенала ружьями и другими средствами содействовали тому, что охота станови­лась все более успешной. Определенную роль в усо­вершенствовании способов охоты сыграли браконье­ры и борьба с хищниками.

Поведение диких животных и их взаимоотноше­ния со временем стали предметом интереса ученых. К настоящему времени у нас накопилось довольно много научных исследований по биологии диких животных. Охотоведением занимаются целые ин­ституты, специалистов охотничьего хозяйства гото­вят в вузах.

Развитие биологической науки повлекло за собой переоценку многих понятий, особенно касающихся взаимосвязей различных видов животных. Особое место заняла проблема «хищник — жертва». С давних пор и скотоводы, и охотники видели в хищных зве­рях своих врагов, поэтому повсеместно их истребля­ли. Теперь мы говорим о регулировании численности хищников, необходимости их частичной или полной охраны. Дело в том, что все виды животных (вклю­чая тех, кто становится добычей хищников) форми­ровались в процессе длительного отбора, и именно хищники, устраняя из популяций больных и увечных животных, осуществляли этот отбор. Следовательно, они выполняют весьма положительную роль лесных санитаров.

В Эстонии охота базируется на ряде принципов: это не хобби в чистом смысле слова, не чисто спортив­ное времяпровождение; охотой нельзя заниматься лишь для удовлетворения своего охотничьего инстинк­та; охота не содержит также сколько-нибудь значи­мых элементов личной наживы. Чтобы осуществить эти принципы на практике, был пройден довольно тернистый путь.

В 20-х гг. прошлого века численность дичи в лесах стала расти, началось развитие охотоведения, усилилась дисциплина среди охотников. Однако вто­рая мировая война свела на нет все достигнутое. Отстрел дичи не контролировался, и численность некоторых видов животных достигла низко­го уровня.

В послевоенные годы для координирования сель­скохозяйственной деятельности был издан ряд зако­нодательных актов, устанавливающих различные меры по охране охотничьей дичи, рациональному использо­ванию фонда диких животных и созданию условий для увеличения их численности.

В настоящее время охота регулирует­ся Положением об охотничьем хозяйстве. Разработан Устав Общества охотников. Эти две органи­зации являются общественными органами, объединяю­щими охотников республики. До 1967 г. эстонские охотники принадлежали к различным спортивным организациям и к самостоятельным охотничьим клу­бам, организованным на местах. Самым крупным недостатком такой организационной системы явля­лась неодинаковая численность членов таких клубов и несоответствие последних административно-терри­ториальному делению. Единое Общество охотников было организовано исходя именно из районирования республики. Районные звенья общества — охотничьи клубы. Улучшилась связь с местными органами власти, больше значения придается хозяйственному расчету и самоуправлению.

С 1967 г. действуют закрепленные за лесхозами госохотхозяйства. Они занимаются охраной и регу­лированием численности охотничьей фауны, а также биотехническими мероприятиями за счет государ­ственных средств и силами штатных работников, которыми руководит директор лесхоза. Госохот­хозяйства — это своеобразные маяки на пути общего развития охотничьего хозяйства республики. В большинстве охотничьих угодий биотехнические меро­приятия проводятся на общественных началах, при­чем объем работ для охотников немалый (в среднем 2-3 дня общественного труда в год) — это средний показатель (в таких работах не принимают участия ветераны войны и труда, а также активисты охотничь­его надзора).

Надзор за соблюдением правил охоты, положения об охотничьем хозяйстве и инструкций, регулирующих охоту, стали осуществлять работники лесной охраны, заповедников и охотничьих заказников, инспектора охраны природы в лесхозах, а также представители охотничьих организаций. Контрольные функции за соблюдением правил охоты возложены также на работников пунктов приемки пушнины. И, разумеет­ся, в надзор вовлечены сами охотники — ведь они осуществляют постоянный взаимный контроль.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...