Испытания гончих

 Дата публикации: 20.11.2022

Необходимость проверки рабочих качеств гончих на испытаниях для выявления лучших полевых производителей осознана охотниками-гончатниками уже давно; первая полевая проба гончих в нашей стране состоялась в 1900 году.

Однако в дореволюционной России полевые пробы не получили должного распространения и значения; до 1917 года их было только семь, испытано на них всего 20 единиц.

Испытания гончих собакИспытания гончих собак

При советском строе дело полевых испытаний гончих уже вскоре после 1 кинологического съезда 1925 г. получило должное развитие. Испытательная станция гончих впервые в России была организована в 1930 году товариществом Московский охотник с 16 октября названного года в Заказнике при ст. Кубинка, Нара-Фоминекого района, Московской области, в 60 километрах от Москвы по Белорусско-Балтийской железной дороге. За 33 дня существования первой испытательной станции на ней испытывалось 15 гончих. Шесть из них получили дипломы 3 степени, пять не набрали дипломных баллов и четыре остались нерасцененными, так как за два напуска по два часа каждый не сумел поднять зайца. Мерилом для оценки была работа гончей только по зайцу-беляку.

Насколько выросло значение испытательной станции, нетрудно видеть из того, что Московская испытательная станция и ее филиалы пропускают ежегодно за осенний и весенний испытательный периоды не менее чем по 150-200 гончих, то есть в 10 раз больше, чем в начальном 1930 году.

В настоящее время испытания гончих производятся ежегодно во многих областях России. Кроме того, в Московской, Ленинградской, Тульской и некоторых других областях организуются испытательные станции. Популярность испытательного дела среди гончатников достигла такой степени, что в некоторых наиболее богатых гончими областях осенний период работы испытательных станций оказывается недостаточным и в дополнение к ним организуются еще и весенние испытательные станции. За свою историю наши полевые испытания претерпели немало и притом очень существенных изменений.

Первые правила полевых проб гончих, созданные бывшим Московским обществом охоты в 1900 году, предусматривали испытание только смычков.  Судила на полевых пробах коллегия из 3 судей. Объектом, по которому производились испытания, был заяц-беляк, являющийся по распространенному мнению     пробным камнем  для гончей. По русаку и лисице гончие не расценивались, хотя эта работа при окончательных выводах могла учитываться. Испытания производились только по чернотропу.

В следующем 1901 году на полевые пробы стали допускаться стаи и стайки и с этого времени вплоть до 1913 г. (последняя дореволюционная проба) на пробах испытываются почти исключительно именно стаи.

Расценка их работы производилась по следующей стобалльной таблице:

Полаз Мастерство на сколах и исправление следа Вязкость Голос Свальчивость и ровность ног Паратость Позывистость Общий балл
20 20 20 10/5 10 10 5 100

Для правильной оценки нужно как можно больше видеть гончую на гону, не ограничиваясь слушанием и тем, что заяц перевиден в начале гона. Нужно вдумчиво, не трафаретно оценивать мастерство, помня, что тут что ни собака, что ни работа -все идет по-своему, все не так, как у предыдущего испытуемого номера.

Испытания гончихИспытания гончих

Правила испытаний гончих

Современные правила испытаний гончих предусматривают, что высшие дипломы им могут быть присуждены только за работу по зайцам. Гончая, испытанная по лисице, может получить оценку мастерства не выше 16 баллов, а диплом только третьей степени.

Принято считать, что собаке легче преследовать по следу лисицу, чем зайца, так как лисица оставляет более пахучий след, а ход ее ровнее и прямолинейнее. На этом основании и было введено ограничение оценки мастерства собаки за работу по этому зверю.

Однако каждый охотник имел случай убедиться, что для успешной охоты за лисой от собаки требуются далеко не заурядные качества. Преследуемый зверь, как правило, пробирается крепкими овражистыми местами, старается сбить гончую, вернувшись навстречу ей своим следом, петляет в мелком ельнике, а затем проходит большие расстояния напрямик и вновь начинает ходить на малых кругах. При этом зверь нередко проходит по воде, иногда даже переплывает реки.

Несомненно, что для успешной охоты по лисице гончая должна обладать незаурядным мастерством, но мастерство это имеет целый ряд специфических отличий от мастерства гончей-зайчатницы. Кроме того, хороший красногон должен быть более вязким, нестомчивым, злобным к зверю; он должен обладать звучным голосом и целым рядом других неотъемлемых качеств хорошего гонца.

Для объективной оценки всех этих качеств не подходят отдельные критерии, указанные в действующих правилах, например длительность гона, требуемая как минимум для присвоения диплома за работу по зайцу. Анализировать и оценивать мастерство гончей-красногона сложнее, но это не основание для того, чтобы ограничивать ее оценку дипломом третьей степени.

Гончие, работающие по красному зверю, издавна ценились охотниками выше, чем только зайчатницы. Далеко не все гончие обладают нужными качествами для успешной охоты за лисицами.

В правила испытаний гончих собак следует внести изменения, предоставив судьям право оценивать мастерство гончей в зависимости от качества ее работы, а не ограничивать их установленным максимумом баллов и степенью диплома.

При переработке правил испытаний гончих необходимо изменить также пункт об оценке добычливости собак, то есть уменья их отыскивать зверя. Действующие правила предусматривают оценку этого качества по времени, затраченному собакой на подъем зверя. В результате высшие баллы за добычливость нередко получают собаки, которым просто посчастливилось наткнуться на лежку зверя или его след в первые полчаса после напуска, хотя они и не обладают должным умением находить дичь путем активного обыска мест, характерных для ее залегания, или путем доработки остывшего следа. Полагаю, что добычливость собаки следует оценивать, руководствуясь не только временем от напуска ее до подъема зверя, но по целому комплексу особенностей поведения собаки в работе и конечно, в связи с характером ее полаза.

Испытания чутья гончих

Оценка чутья гончей часто оказывается условной, так как в большинстве случаев никакими конкретными цифровыми мерками здесь пользоваться не удается в противоположность испытаниям легавых, где зачастую сила чутья может быть определена в зависимости от числа шагов, расстояния, на котором собака причуяла птицу. Обычно оценка чутья гончей делается по совокупности всей ее работы и сплошь да рядом качество чутья как бы сливается с качеством мастерства. Однако судьи должны искать и улавливать всякие моменты, которые прямо или косвенно характеризуют именно чутье. Так, много говорит о силе чутья быстрота, с которой гончая принимает след, налетев на него на кругах во время скола; прямым указанием на силу чутья является хороший гон во время дождя; показателем выдающегося чутья может послужить хотя бы непродолжительный гон по торной дороге (особенно шоссе); наоборот, на порочное чутье указывает гон в пяту , неоднократное пересекание гончей следа зверя без прихватывания его.

Балл за чутье на испытаниях ставится лишь одиночкам, а таблица для смычков и стай лишена этой графы. Основанием для этого послужило то соображение, что балл за чутье, поставленный стае, балл, так сказать, за коллективное чутье ничего не говорит, а поэтому и не нужен.
Против этой точки зрения есть много возражений и вообще вокруг этого вопроса неоднократно поднимались большие споры, однако в утвержденных Правилах испытаний графа чутье для стай и смычков исключена.

Испытания голоса гончих

К оценке голоса надо подходить, помня, что он может звучать очень изменчиво в зависимости от различных обстоятельств. Так, в сухую, теплую погоду голоса гончих звучат беднее, чем в сырую, а особенно туманную пору. В сильно пересеченной местности иногда создаются особенно благоприятные акустические условия, и эхо, сливаясь с звуками гона, очень усиливает их. В лиственном лесу до листопада голоса звучат глухо, тускло, тогда как в том же лесу, но оголенном осенней стужей, голоса тех же самых собак заиграют и сильнее и фигурнее. Только очень опытный гончатник может более; или менее правильно учесть влияние многих различных факторов, усиливающих или ослабляющих гонные голоса собак, но и он зачастую не может быть совершенно точен в своей оценке; вот почему столь обычны довольно значительные расхождения судей в оценке голоса одной и той же собаки в разное время.

Оценка музыкальности и фигурности голоса гончей - дело, сильно зависящее от субъективного взгляда судьи.
В настоящее время, однако, стало общим правилом ставить хотя бы самый низший балл в графе музыкальность и фигурность, если голос гончей только породен. Голос с небольшим заливам может быть оценен 2 баллами, сдваивание голоса заслуживает тройки в графе музыкальность и фигурность и даже больше, а если голос гончей определенно троится и притом мелодичен и звучен, то не следует скупиться и на высший балл 5.

Для оценки верности отдачи голоса обычно у судей бывает достаточно данных. Чаще всего встречается излишняя отдача голоса, как-то: добор, голос на проносах , когда гончая, проносясь по инерции вперед на крутых поворотах или сметке зверя, продолжает голосить; работа с отдачей голоса на сколах, отдача голоса по тетеревам, рябчикам, голос по следу других собак, хозяина или иных людей и даже лай вовсе попусту без всякого повода, что уже является признаком форменного пустобреха. Значительно реже встречается недостаточная отдача голоса -редкоскалость , но и она так же должна находить свое отражение в оценке работы гончей путем снижения балла в графе верность.

Еще реже отдача голоса или просто гон в пяту , которая должна считаться крупнейшим пороком. Если гончая прогнала в пяту хотя бы несколько десятков метров, в графе верность ей можно поставить не более 1 или 2, резко снизив также и балл за чутье.

Испытания гончихИспытания гончих

Испытания вязкости гончих

Вязкость, по существу дела, на испытаниях большею частью определяется и оценивается лишь весьма условно. Для подтверждения этого достаточно привести хотя бы такой пример: гончая, подняв на испытаниях зайца, продержала его на гону 10 минут, скололась, не выправила скол в течение положенных 20 минут и согласно правилам снята. Признавая работу этой собаки явно неудовлетворительной, судьи ставят ей невысокий балл и за вязкость. А между тем, если бы владелец не оторвал ее от работы по приказу судей, она продолжала бы вязкий и упорный розыск зверя, вновь добралась бы до него и еще долго гоняла бы, хотя и не мастеровато, но очень вязко. Вязкость этой гончей быть может соответствует в сущности 12-15 баллам, а судьи поставили ей в лучшем случае 7-8. Отличную вязкость гончая на испытаниях не имеет возможности проявить полностью, так как если ей даже будет дано погонять зайца час -полтора, то этим сроком вовсе еще не исчерпываются возможности подлинно большой вязкости; ведь на охоте могут встретиться случаи, когда от гончей потребуется гон по одному зверю в течение не одного, а нескольких часов. Лишь явно невысокая вязкость, когда собаку не приходится ловить, а она сама бросает гон, может быть оценена достаточно убедительно.

Испытания паратости гончих

При оценке паратости учитываются два момента: быстрота скачки гончей за зверем, определяемая на глаз, и то, насколько близко или далеко от зверя держится гончая на гону. Быстроту скачки, собственно паратость, нельзя смешивать с тем, насколько гончая наседает на зверя, так как последнее часто зависит не от резвости собаки, а от ее мастерства. Судьи стремятся расшифровать взаимосвязь между быстротой и мастерством и нередко им приходится ставить высокий балл за паратость гончей, далеко отстающей от зверя потому, что она часто проносится и много времени тратит на выправление сколов. Наоборот, гончей, висящей на хвосте зверя, сплошь да рядом судьи должны ставить весьма умеренный балл за паратость, так как зверь не может оторваться от собаки, вследствие ее отличной мастероватости.

Неправильное определение и неточная оценка паратости на испытаниях объясняется отсутствием представления, что считать верхом совершенства паратости? Судя по тому, что полный балл никогда не ставится, можно подумать, что требуется бешеная резвость. Если же вдуматься в этот вопрос, то следует прийти к выводу, что гончая достойна 10 за паратость, если она на гону держится преимущественно в минуте от зайца. Приездка проверяется частью до напуска наблюдением, насколько гончая послушна, как идет на сворке, приучена ли идти за хозяином без сворки и ошейника. На балл по приездке влияет отчасти и то, как гончая ведет себя в полазе, насколько она при этом считается с ведущим. Последними данными для оценки приездки гончей являются ее назывистость (если происходит наманивание на шумового зверя) и позывистость, то есть быстрота явки на рог по окончании испытания (если, конечно, гончая к этому моменту не гонит и в течение длительного срока не выправила скол).

Испытания добычливости гончих

Добычливость на испытаниях определяется очень неточно и ее оценку здесь надо считать условной, так как все тут зависит от случайности. Нередко на испытаниях и даже на испытательных станциях ради выигрыша времени судьи разрешают насаживать гончую на след зайца, поднятого самими судьями или участниками испытаний.
В подобном случае нельзя дать гончей за добычливость высокий балл, но нельзя поставить и самый низкий балл - единицу. Наиболее правильным выходом из положения будет такой: если гончую поставили на шумового зайца в первой половине часа, положенного на подъем, то за добычливость ей ставится три; если же это произошло уже во второй половине законного часа, то приходится ставить два. Показателями мастерства должны служить ровность и продолжительность гона, количество и длительность сколов и перемолчек, сноровка в их выправлении. В таблице балловых скидок, приложенной к действующим правилам испытаний, дается подробная шкала для оценки мастерства в зависимости от длительности работы на гону и соотношения между временем собственно гона и суммой периода молчания гончей в связи с потерей следа. Такой подсчет, конечно, может дать важный материал, но это еще не все. Если бы судьи основывались лишь на нем, то делали бы много ошибок и попадали в тупик.

Испытания гончихИспытания гончих

Примеры из практики испытаний гончих

Примеры из практики испытаний, думается, наглядно показывают, какую гибкость приходится проявлять судьям.
Пример первый. На Костромских испытаниях в 1949 году русская выжловка Сильва гнала беляка более часа. Гон шел на слуху у судей, перемолчки и сколы не превышали 40% общего времени работы на гону, а дать диплом было невозможно. Почему? Много раз судьи, подставляясь под гон, видели выжловку, а зайца не было. Казалось, что Сильва чуть ли не пустобрех. Позже, изменив тактику, удалось не раз перевидеть и зайца и собаку и убедиться, что она всегда идет с отставанием на 10-12 и больше минут, так как даже на слабых поворотах сбивается и весь ее гон сплошное выправление скола. Нельзя было признать такое мастерство удовлетворительным.
Пример второй. На Тульских испытаниях русский выжлец Будило работал при сильном ветре в лесу с неопавшей листвой. Благодаря верховой лошади удавалось следить за гоном, но он все же не раз терялся за ветром и в оврагах. Точной отметки всех сколов и перемолчек не могло быть, но и по отрывкам гона стали ясны выдающиеся качества Будилы и ему был дан диплом 2 степени.

Система суммарных выводов испытания гончих

Подобная система суммарных выводов общей длительности собственно тощ и перерывов в нем дает сразу же довольно правильное общее впечатление. Даже, если общая продолжительность гона велика-час, а то и несколько часов, подробная запись множества сколов и перемолчек (Перемолчка -кратковременное прекращение отдачи голоса собакой, когда она пронеслась на крутом повороте зверя или на скидке, но справляется не более чем через две минуты. Скол - длительное молчание гончей, когда заяц успевает залечь или удалеть и собака должна работать на кругах, чтобы перехватить след зверя там, где запах его лучше сохранился, или отыскать самого запавшего зверя), сумма которых намного превышает итог отрезков собственно гона, с очевидностью указывает на неудовлетворительность гончей.

Точные отметки всех моментов гона должны делаться всеми судьями, так как, находясь в разных точках местности, каждый из них может наблюдать то, что ускользает от других из-за дальности, ветра, оврага или иных обстоятельств. По окончании испытаний судьи сличают записи.

После напуска один из судей должен идти вместе с ведущим, чтобы лучше изучить полаз испытывающейся собаки. Для правильной оценки полаза нужно наблюдать его не столько в первые минуты после напуска, когда собака может проявить несвойственную ей энергию, а позже, когда она     обойдется. Встречаются гончие, у которых усердия в полазе хватает лишь на 15-20 минут, а потом они начинают держаться все ближе к хозяину и ход их становится безнадежно вялым. Подобный полаз не достоин хорошего балла, хотя бы на первых порах гончая искала быстро и глубоко. Точно также судьи не поставят полный балл за самый блестящий полаз, если собака не сумела самостоятельно добыть зверя.

Ведь то, что при одной погоде и тропе не удовлетворительно, при других обстоятельствах может заслужить поощрение. Например, мароватый гон при хороших условиях заставляет браковать работу гончей, а по пестрой тропе позволяет иногда присудить диплом. Редко бывает, что каждый момент работы гончей ясен и зарегистрирован. То зверь уводит собаку со слуха, тон проваливается в оврагах, то заглушается трактором, то судьи не успевают записывать бесчисленные перемолчки, так как бегут за гоном. А как сбивает отдача голоса на сколе, неотличимая у иных гончих от гона! Сколько таких  доборов  попадает в зачет гона!

Требования к испытаниям гончих

По мере популяризации испытаний гончих, по мере приобретения ими все более и более важного значения в племенном деле -все более и более серьезные требования стали предъявляться к методике испытаний.
Система бывших полевых проб  и сменивших пробы  столь же краткосрочных  полевых испытаний, которые давали лишь беглое знакомство с рабочими данными гончей и сплошь и рядом не могли дать впечатлений, необходимых для всесторонней и вполне обоснованной оценки собаки,-эта система подвергалась справедливой критике и была признана недостаточной для современного состояния собаководства.
Была выдвинута мысль об организации испытательных станций  гончих.

В противоположность  испытаниям , рассчитанным на проведение в каких-нибудь 2-4 дня, причем каждой собаке давалась возможность работать лишь по одному зверю, испытательная станция является своего рода стационаром со сроком работы 11/2-2 месяца и с предоставлением каждой испытуемой единице гораздо больших возможностей проявить себя, так же и с возможностью прохождения повторных испытаний в течение того же осеннего или весеннего сезона.
Основными на испытательной станции стали следующие принципы.
Во-первых, каждой испытуемой единице предоставляется 4-5, а иногда и более часов, в течение которых она может показать себя с несравненно большей полнотой, чем за час-полтора работы на обычных испытаниях.
Во-вторых, обязательное предоставление работы по двум зверям в значительной мере предохраняет от случайностей в оценке.
В-третьих, так как местность и ход зверя на испытательной станции за длительный срок ее действия отлично изучена судьями, здесь почти исключены случаи, когда зверь из-под гончей не перевиден, если, конечно, она не бросит его на первых же минутах.
В-четвертых, длительность срока позволяет избегать испытаний в особенно неблагоприятную погоду.

Минимумы испытания гончих

Введение указанных минимумов несомненно очень правильно и обоснованно.
Действительно, не следует награждать гончую дипломом полевого победителя, какой бы общий балл она ни набрала, если у нее неудовлетворительно мастерство или плох голос, или она слишком много врет в его отдаче. Также недопустимо одобрить работу стаи, как бы вязка она ни была, какие бы ни были в ней великолепные голоса, если у нее неудовлетворительны свальчивость и ровность ног и гонят стайные собаки, как говорится, кто в лес, кто по дрова.
Радикальные изменения внесло в дело испытаний также большое расширение условий испытаний: во-первых, в настоящее время правила предусматривают производство испытаний не только по черной тропе, но и по белой (до 20 см); во-вторых, расценка и присуждение дипломов допускаются не только по беляку, но и по русаку и даже по лисице с ограничением, правда, в последнем случае одобрением дипломом не выше 3 степени.

ГончаяГончая

При всех изменениях правил испытаний оставалось незыблемым требование судейства, как правило, коллегией из трех судей.
Особенностью новейших правил испытаний гончих является прилагаемая к расценочной таблице шкала примерных скидок. Стремясь, с одной стороны, к возможной стандартизации судейства, к выработке единой методики его, а, с другой, имея в виду облегчить судьям подход к оценкам отдельных элементов работы гончей, составители новейших правил разработали шкалу снижения балла в зависимости от тех или иных достоинств или недостатков, проявленных гончей на работе. Например, в зависимости от числа и продолжительности сколов и перемолчек балл за мастерство может быть снижен на 3-5-7 и более баллов.
В зависимости от аллюра, на котором ищет собака, а также дальности и характера ее полаза может быть поставлен по этому элементу полный балл или снижен на предусмотренное число балловых единиц.
Так как работа гончей протекает в бесконечно разнообразных условиях, поведение зверя под гоном весьма разнохарактерно и, кроме того, даже значимость судейских наблюдений крайне неоднородна,  шкала скидок не может быть законом, а играет лишь роль указателя примерных придержек.

Судейство на полевых испытаниях гончих

Судейство на испытаниях гончих следует признать одним из самых трудных среди испытаний охотничьих собак. Если на испытаниях легавых или лаек вся работа собаки протекает на глазах судей, причем они имеют обычно совершенно наглядные и даже удобные для измерения показатели качества работы (например, дальность чутья легавой может быть измерена шагами), то работа гончей проходит почти полностью скрытой от глаз судей и судить о ней приходится главным образом по звукам гона, по голосу собаки, который к тому же временами сходит со слуха из-за дальности хода зверя овражистости. Только огромный опыт, которым должен обладать судья-гончатник, позволяет ему разобраться в работе собаки на слух и по небольшим отрезкам гона, которые ему удается видеть.

Для судейства на испытаниях назначается коллегия из трех лиц; к коллегии прикомандировываются один-два стажера.

В качестве судей на испытания подбираются преимущественно лица, которым присвоено судейское звание. Если по каким-либо причинам судейская коллегия не может быть создана полностью из квалифицированных судей, то по крайней мере главный судья испытаний обязательно должен иметь звание судьи не ниже первой категории, а второй и третий судьи, если и не имеют судейского звания, то обязательно должны быть очень опытными охотниками с гончей и притом уже всесторонне знакомыми с делом испытаний и оценкой гончих на них. В практике установленная правилами судейская коллегия из 3 человек нередко подменяется всего двумя судьями. Это очень нежелательно, так как иногда обстоятельства работы гончей складываются так, что зверя перевидеть трудно и лишний человек может оказать очень существенную помощь.  Также с большим вниманием организаторам испытаний необходимо относиться и к подбору и привлечению стажеров, так как нехватка судейских кадров у нас  явление обычное везде, а во многих областях этот  вопрос стоит очень остро. В стажеры должны избираться люди не только опытные в охоте с гончей и отлично понимающие работу собаки, но и горячо интересующиеся делом испытаний гончих, желающие  приобрести судейское звание и способные к этой работе.
При производстве судейской работы на испытаниях все судьи (а также и стажеры) должны вести точные и тщательные записи всего, что относится к испытанию каждой собаки.

Прежде всего в судейской книжке в начале каждого дня испытаний отмечается погода (температура, ветер, осадки и прочее) и состояние тропы, а также делается краткое описание местности, если в разные дни используются различные участки территории. Перед испытанием каждого номера (собаки, смычка, стаи) записываются следующие основные сведения:

  1. клички собак
  2. порода и пол
  3. возраст
  4. происхождение
  5. фамилия, имя, отчество владельцев
  6. их адреса
  7. фамилии ведущих, если ведут не владельцы.

По окончании предварительных записей ведущему предлагается продемонстрировать приездку собак. Затем отмечается время напуска с точностью до минуты и ведутся записи, характеризующие манеру работы данной гончей и все ее особенности, а также отмечаются по часам моменты подъема зверя, начала и конца перемолчек и сколов 1 и, конечно, время прекращения испытаний и особо время принятия гончей ведущим на сворку.

Организация испытаний гончих

От правильной, умелой и своевременной организации зависит успех испытаний. Как уже говорилось, испытания гончих производятся в основном по зайцу-беляку, а там, где нет этого зверя, по зайцу-русаку. Отсюда следует, что первым и главным организационным моментом должно быть подыскание для испытаний местности, в которой нужный зверь имелся бы в достаточном (не чрезмерном) количестве.

Место испытаний, предварительно намеченное по сообщениям охотников и других лиц, знакомых с данным районом, должно быть в дальнейшем серьезно обследовано. Организационный комитет, назначенный Обществом охотников или местной охотинспекцией проводящими испытания, командирует на место опытных охотников с надежными гончими, которые и выявляют наличие зверя, его количество и размещение по территории. Попутно изучаются особенности избранного места, выясняются его положительные и отрицательные стороны и устанавливается степень его пригодности для проведения испытательной работы.

Наилучшим угодьем для устройства испытаний или испытательной станции гончих будет значительный лесной массив по возможности из насаждений разного возраста с ровной поверхностью, перерезанный полосами вырубок, сенокосными полянками, прогалинами и другими открытыми участками и, кроме того, снабженный достаточным количеством просеков, дорог и троп, удобных для перехватывания тонного зверя и наблюдения за его поведением и работой гончих. Очень важно, чтобы избранное место было вблизи от станции железной дороги или допускало удобный подъезд на автомашинах.

Вторым условием для успешности испытаний следует признать выбор удачного срока их проведения. Этот срок для северных областей может быть более ранним, а для южных более поздним.
Так, например, в Вологодской области испытания гончих не раз проводились с полным успехом уже во второй половине сентября, а, например, для Саратовской области этот срок не пригоден, так как там сентябрь еще слишком теплый месяц.

В зависимости от погоды желательные сроки могут передвигаться в ту или другую сторону, но следует считать, что для большинства областей наилучшим временем испытаний гончих является октябрь и, в особенности, его вторая половина. Ноябрь менее удобен, так как в это время легко может образоваться белая тропа, по которой испытания хотя и допустимы, но все же гораздо менее желательны, чем по чернотропу.

Третий организационный момент -это заблаговременное оповещение охотников о предстоящих испытаниях и привлечение как можно большего числа участников. Запись на испытания должна быть проведена планомерно и заранее.

Далее, организационному комитету необходимо также заранее подобрать судей и договориться с ними, подготовить в районе предстоящих испытаний помещения для участников испытаний с их собаками и обязательно отдельно для судей, чтобы последние могли обсуждать расценки собак и другие вопросы, связанные с судейской работой, не стесняясь присутствием лично заинтересованных охотников-гончатников.

Если местность изобилует дорогами и открытыми полянами и особенно если по местным условиям испытания производятся по русаку, очень желательно предоставление в распоряжение судей верховой лошади.

Вопросы транспортирования к месту испытаний судей, охотников и гончих также являются серьезной организационной функцией оргкомитета, который обязан оповестить о расписании поездов, сборных пунктах и прочих обстоятельствах, связанных с переездом по железной дороге, или, если переброска на испытания должна происходить по шоссейным или грунтовым дорогам, своевременно подготовить нужное количество автомашин грузового или полугрузового типа и обеспечить их регулярные рейсы между отправным пунктом и районом испытаний.