В последние годы довольно широко распространилось мнение, что охота с ружьем и фотографирование птиц настолько близки, а эмоции, получаемые в этих случаях, настолько схожи, что во имя сохранения фауны лучше всего повесить ружье на стену, а в руки взять фотоаппарат. Нам кажется, что эти понятия следует разграничить и, говоря о фотографировании птиц в природе, не следует думать о том, чтобы бросить охоту. Пропагандируя съемку птиц, мы убеждены, что это увлекательное занятие поможет человеку глубже полюбить природу, научиться бережному к ней отношению, наконец, понять ее, что совершенно не противоречит морали правильной охоты.
Съемка птиц
Другое дело, что в методике фотографирования птиц в природе есть много общего со способами охоты на эти же виды. И естественно, что большинство фотографов-натуралистов - это опытные охотники, хорошо знающие повадки животных, люди, разумно сочетающие фотографирование птиц с охотой. Здесь же уместно заметить, что сезоны этих двух занятий часто могут быть различными. Период гнездования птиц для всякой ружейной охоты является мертвым сезоном, в то время как для фотографирования это наиболее удобное время.
Существуют различные приемы съемки птиц в природе: фотографирование из укрытий, охота с фотоаппаратом, настораживание фотокамер и пр. Последнее сильно ограничивает возможности получения серии снимков, а главное затрудняет даже при наличии дистантного управления, выборочную съемку отдельных моментов. При съемке птиц с подхода, то есть при охоте с фотоаппаратом, также трудно выбрать нужный кадр и получить серию снимков. К тому же присутствие фотографа нарушает нормальное поведение снимаемой птицы. Наиболее же перспективно фотографирование из различного рода шалашей и укрытий.
Под фотографированием птиц в природе, в отличие от охоты, прежде всего понимается наблюдение за ними с последующим фиксированием их облика и поведения с помощью фотоаппарата. В качестве примера, подтверждающего высказанную мысль, расскажем о том, как нами было снято токование глухаря.
Поставив перед собой эту нелегкую цель и не будучи достаточно искушенными в фотографировании животных в природе, мы, естественно, прежде всего обратились к своему охотничьему опыту. Подскок под песню показался нам единственно возможным способом приближения к токующей птице. Три весны подряд мы скакали по токам с фотоаппаратами в руках. Были испробованы различные ухищрения: надевали на себя костюмы из травы и еловых веток, куски бересты, носили перед собой различные ширмы. Результат был один - как правило, удавалось в темноте приблизиться к поющей птице, но вскоре та замечала нашу подозрительную возню и улетала, три года и ни одного кадра!
Однако регулярное посещение глухариного токовища, на котором мы, естественно, не охотились с ружьем, позволило нам заметить следующую интересную особенность поведения глухаря: в пределах общего тока каждая птица имеет определенный токовой микроучасток, который она регулярно посещает на протяжении весны и даже нескольких весен подряд. Участки эти небольшие и часто бывают ограничены несколькими деревьями. На такой клочок земли и спускаются петухи к прилетевшим на ток глухаркам. Это наблюдение заставило нас в корне пересмотреть применявшуюся методику. Была совершенно отброшена ходовая охота за поющим глухарем. На примеченных в предшествующие годы участках были поставлены замаскированные палатки. Для того чтобы не тревожить птиц и тем самым не спугнуть их с индивидуальных микроучастков, фотограф садился в скрадок еще с вечера, задолго до прилета глухарей на ток. Съемка же птиц велась утром. Именно благодаря такой методике нам удалось в первый же год наблюдать и сфотографировать глухарок, токующих глухарей, их спаривание и многое другое. А в прошлом году мы с успехом окончили съемку цветного фильма о токовании глухаря.
Съемка из укрытия стала нашим любимым видом фотографирования. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного места для шалаша или палатки и от способа их маскировки. При этом дело усложняется еще тем, что даже при использовании длиннофокусных объективов, чтобы получить хороший снимок, фотограф должен находиться от снимаемого объекта на сравнительно близком расстоянии. От глухаря или тетерева, например, в 10 - 12 метрах. Однако даже при самом тщательном выборе места для шалаша с первого раза обычно редко удается точно определить его наилучшее расположение. Только на второй или третий день наблюдений удается найти такие точки съемки, с которых птиц не загораживают ветки, где их достаточно долго освещает солнце. При съемке особенно осторожных птиц палатку приближают к объекту в несколько приемов.
Съемка птиц
Большое значение имеет характер маскировки укрытия. Сделать шалаш незаметным при фотографировании глухаря в лесу не представляет большой трудности. Лесные птицы не боятся кустов, елочек или стволов деревьев, которые могут служить отличной маскировкой. Единственно, что их пугает,- это блестящий глаз объектива. Но и к нему они через несколько дней обычно привыкают. Примером этому может служить поведение тетеревов, которое мы наблюдали при съемке их в позапрошлом году.
В центре тока, с учетом направления утреннего освещения, заблаговременно был поставлен обычный шалаш, применяемый для охоты на этих птиц. Однако при попытке устроиться в нем с фотоаппаратурой оказалось, что для съемки он мало пригоден. Во-первых, сквозь стенки шалаша все же просматривались движения фотографа; во-вторых, многочисленные ветви и сучья, составляющие основу такого укрытия, мешают съемке. Выход был найден простой. На месте шалаше поставили небольшую палатку с рукавом для объектива. Ветки от шалаша частично пошли на маскировку. Интересно, что такое сооружение нисколько не пугало тетеревов, привыкших к давно стоящему на току шалашу. Только блестящее стекло объектива некоторое время смущало птиц. Однако боялась объектива, как правило, только та птица, которая попадала в поле его зрения. Тетерев при этом сразу же переставал токовать, вытягивал шею, настораживался. Но в это время находящиеся поодаль тетерева продолжали петь, заражая азартом испугавшуюся птицу, так что та забывала про объектив. После двух-трех дней съемки птицы переставали обращать внимание на необычный блестящий предмет, торчащий из шалаша. Тетерева просто привыкали к объективу.
Но этот прием не дал эффекта при попытке сфотографировать токующего стрепета. Как известно, самцы стрепета токуют поодиночке, В центре токового участка птица постепенно выбивает гладкий, без единой травинки, ровный и твердый, как камень, точок. У таких точков мы пробовали заблаговременно, за 2-3 дня до съемки, ставить засидку с воткнутым в нее макетом объектива. Но осторожные птицы всякий раз переставали посещать точок, отходя на новое место. Не привыкали стрепеты даже к объективу, воткнутому в маленький стожок сена, который сам по себе птиц не пугал. Тогда мы сменили тактику и стали действовать в расчете на полную неожиданность. За 2-3 часа до начала вечернего токования в десяти метрах от точка мы ставили засидку и сразу садились внутри палатки так, что бленда упиралась в боковую стенку. Маскировка снималась с объектива только в тот момент, когда стрепет был уже близко. Таким образом нам удалось снять расхаживающего по лугу токующего самца.
Здесь мы рассмотрели всего три примера из практики фотографирования птиц в природе. И хотя мы не касались многих видов съемок, а говорили только о токах, читателю нетрудно заметить, что в каждом отдельном случае нам приходилось, опираясь на предварительные наблюдения, вырабатывать специфические приемы, без которых невозможно было бы добиться успеха. Иными словами, говоря о фотографировании птиц, приходится признать, что дать конкретные советы или точные рецепты практически невозможно. Человеку, взявшему в руки камеру, придется всякий раз заново самому искать возможные пути достижения поставленной цели. А для этого прежде всего необходимо умение наблюдать, а затем - умение ждать.