Вьючный, гужевой и верховой транспорт

 Дата публикации: 10.04.2014

Езда на северных оленяхЕзда на северных оленях

Езда на северных оленях

На севере промышленники, при выездах на охоту, часто употребляют северных оленей. Олень в этих случаях употребляется и под верх и как вьючное животное, или в упряжке, в санках. В последнем случае запрягают от 2-4 оленей. В санках можно пользоваться оленями только в открытых тундряных местах.

Северных оленей используют на охотничьем промысле при экспедиционном (кочевом) опромышлении угодий, т. е. при систематическом передвижении, что до сих пор характерно для ряда промысловых районов Крайнего Севера. Для экспедиционного промысла необходимо подбирать наиболее обученных оленей. Не подходят для этого драчливые и менее послушные олени-производители. Для легковой езды годятся бесплодные самки. Для грузовой, вьючной и верховой езды пригодны более выносливые и спокойные кастрированные самцы.

Резвых и легких оленей чаще применяют для легковой езды, крепких и крупных оленей - для перевозки грузов на нартах и вьюков.

Для езды подбирают лучших животных - крепких, выносливых, достаточно доверчивых, спокойных, быстро привыкающих к человеку. Не следует брать упрямых, помесей с дикими оленями - они хуже поддаются обучению.

Выбор места для стоянки определяется наличием подножного корма (ягельник, подснежная зелень, ветошь, древесные лишайники) для оленей, поскольку концентраты (комбикорм) дают лишь для подкормки наиболее часто используемых животных. Остановившись для ночлега, оленей отпускают пастись. Чтобы олени не разбредались широко (подснежные корма чаще рассредоточены), к шее каждого животного на ремне или веревке подвешивают чурку (длиной около 75 см, толщиной до 10 см) с таким расчетом, чтобы она висела на уровне локтевых суставов оленя. Для прочности крепления веревку обвязывают посредине чурки (делают круговую зарубку). На стоянке дежурный по бригаде (звену) охотников периодически проверяет места выпаса оленей, собирает их время от времени вместе. Приходящих в лагерь оленей подкармливают солью, для чего используют каменную соль-лизунец.

При использовании северных оленей для езды охотник должен уметь бросать кожаный или веревочный аркан, которым ловят животных, чтобы запрячь их в нарты или подседлать для верховой езды. Отловленных оленей угощают солью (щепоткой), дополняя этот процесс каким-либо привычным для животных звуком. При необходимости оленей подзывают на этот звук (опять же угощая солью) и запрягают.

Обучение оленей

Пойманного оленя приучают к веревке, т. е. привязывают на 1,5-2 ч к дереву или груженым нартам. Затем в течение дня обучают ходить в поводу за нартами либо за охотником.

Для приучения к легковым нартам оленя запрягают рядом с хорошо обученным, спокойным, более сильным животным. Движение начинают сначала по прямой линии, затем с поворотами.

Оленей, уже обученных работе в упряжи, приучают к работе под вьюком. Вначале это только вьючное седло, затем понемногу заполняют переметные сумы. В седло сажают подростка и водят оленя в поводу, причем при каждом повороте всадник должен управлять поводом, ногой, посохом так же, как это делают при обычном движении верхового оленя.

Езда на северных оленяхЕзда на северных оленях

Способы езды на оленях

В тундровых условиях коми, ненцы, нганасаны управляют оленями с левой стороны. В нартах обычно 3-6 оленей. Эвены, долганы, якуты, коряки, чукчи управляют оленями с правой стороны, используя при этом небольшой (3- 4 м) хорей (шест для управления и торможения). В легковых нартах обычно 2-3 оленя. На северо-востоке  РФ в нарты чукчи и коряки запрягают двух оленей, причем лямку каждого оленя закрепляют на нарты отдельно. Управляют двумя вожжами и одновременно работают хореем.

Если экспедиционный промысел ведется на семейно-бригадной основе, то количество грузовых нарт - не менее четырех на бригаду. В зимний период в легковые нарты запрягают 2-3 и больше оленей, в грузовые нарты - по 2 оленя. Затраты времени на перекочевку - от 4 до 8 ч, редко более.

Использование пастбищ

Выбор пастбищного участка при стоянке определяют минимальным покрытием ягеля в 7-8 % от площади возможного выпаса. Плотность снежного покрова при этом не должна превышать 0,20-0,25 при глубине снега до 60 см. Рыхлый снежный покров олени могут раскапывать на глубину 1,2-1,3 м. Площадь выпаса на каждого оленя не более 0,4-0,5 га, минимальный кормовой запас пастбищ 1,5-2 ц/га. На ягельниках кормовой запас (после одноразового стравливания) восстанавливается через 3-4 года. Кормовой запас трав, листьев, кустарников можно использовать ежегодно.

Оленные нарты

Дугокопыльные нарты (копылья - стояки, соединяющие полозья) распространены у чукчей, коряков. При малой ширине и небольшой высоте, на нартах удобно сидеть верхом. Запрягают одного оленя. Крепление при помощи ремешков, что придает нартам эластичность. Копылья в форме дуг (6-8) из изогнутых корней, полозья длинные, спереди загнуты и связаны с продольным брусом тонкой жердью, соединяющей верхние концы копыльев («нащеп»). Настил (доски) -поперечина, замыкающая пару копыльев или передние концы полозьев в виде решетки и сзади седока образующая спинку. Таежный вариант нарт потребовал устройства на передке санок горизонтальной дуги, так называемого «барана», для предохранения седока от встречных ударов о препятствия.

Прямокопыльные нарты (североякутский тип) имеют обычно три пары прямых, вертикально поставленных копыльев, верхние концы которых окаймлены «нащепом». Между «нащепом» и настилом - переплетение ремней или веревок. Полозья толстые, слегка загнуты спереди, передние концы не соединены поперечиной. Настил из досок. Горизонтальная дуга передка нарт («баран») привязана к первой паре копыльев. Крепление при помощи щипов и ремешков.

Косоколыльные нарты имеют горизонтальную дугу (тундровый вариант) или не имеют (таежный вариант).

  • Тундровый вариант (без «барана»): полозья толстые, круто загнутые спереди, передние концы их соединены между собой поперечиной. Копылья - три - шесть пар наклонно внутрь и назад (преимущественно в задней половине санок) поставленных брусьев. Настил дощатый, с бортами. «Нащепы» соединены с передними концами полозьев, широкие в задней части, узкие в передней. Кропление чаще пазовое.
  • Таежный вариант (с «бараном»). Копылья - три-четыре пары - наклонно внутрь и назад, брусяные, установлены по всей длине полозьев. Полозья толстые, круто загнутые спереди, на передних концах соединены между собой поперечиной. Горизонтальная дуга («баран») привязана к передним концам полозьев и «нащепов». Настил и «нащепы», как в тундровом варианте.

Охота на лошадяхОхота на лошадях

Охота на лошадях

Лошадь может служить не только для поездок на дальние охоты и для перевозки туда необходимого снаряжения, но и при самом производстве охоты.

Удобнее всего производить охоту на лошади верхом. Верховая лошадь может быть очень полезна при охоте на зверя с лайками и гончими, когда охота производится в более или менее чистых лесах, или островных лесах, чередующихся с полянами.

В таких местах верховому легче перехватить зверя, нежели пешему.

Стрелять можно и с лошади, но так как стрельба с лошади труднее, то для выстрела лучше спешиваться.

Верхом можно, при некотором навыке, успешно охотиться и с легавой собакой.

В степных местах, как по чернотропу, так, особенно, по снегу пользуются лошадью для заганивания лисиц и волков.

Для производства выстрела с лошади удобнее всего действовать следующим образом: поводья передают в правую руку, левой рукой берут ружье около скобы, подымают и прикладывают к плечу, после чего подымают правую руку к спуску и стреляют. Поводья не выпускают из руки, но держат их совершенно свободно. Охотничья лошадь должна иметь очень крепкие ноги и сильную спину, должна быть очень чувствительна к поводам, гак, чтобы на самом быстром скаку моментально поворачивалась и останавливалась. Тугоуздная лошадь совершенно не годится, не должна быть пуглива и при выстрелах должна стоять совершенно смирно. Должна быть резвая, но не горячая. Высокие лошади неудобны, должна хорошо брать барьеры; перескакивать через лежащие деревья, канавы и небольшие изгороди.

Зимой иногда очень удобно тропить зайцев и при охоте на тетеревов с подъезда выезжать в маленьких санках, запряженных одной лошадью.

После длительного движения лошади отдыхают, затем их чистят. Сразу после кормления лошадей чистить нельзя. Мокрых животных обтирают. При необходимости делают массаж конечностей жгутами из травы, движения производят снизу вверх, это усиливает кровообращение. При долговременном использовании лошадей необходимо постоянно следить за своевременной перековкой, так как под подковой копыто может изменять форму.

Лошади очень быстро реагируют на недостаточное кормление и поение, а от этого во многом зависит сохранение их работоспособности. Зерно (овес, ячмень) лошадям скармливают 3 раза в день, равномерно: утром после чистки и водопоя за 1-2 ч до работы, днем - через 1-2 ч после работы и отдыха, вечером - после чистки и водопоя. Обычный корм - сено. Максимальная порция овса при напряженной работе - не менее 8 кг в сутки, расчет из норматива 2,5 кг на 100 кг массы животного. Овес на привалах дают только тогда, когда продолжительность привала не менее 3-4 ч, обязательно после выстойки лошадей, за 1,5-2 ч до начала движения. Скармливаемый овес должен быть без примесей, пыли, сора, семян вредных растений. Нельзя давать проросший или заплесневелый овес, с запахом затхлости и сырости, зеленый или свежеобмолоченный.

Сено предусматривается из расчета 1,5-2 кг на 100 кг массы лошади. Не годится сено подмоченное, темное, гнилое, покрытое плесенью или илом, затхлое. Свежую траву скармливают по возможности постоянно, в том числе подснежную. Нельзя пускать лошадей на траву, покрытую росой или инеем.

Отруби, несколько заменяющие овес, предпочтительны пшеничные. Большое количество отрубей противопоказано. Желательно отруби смешивать с овсом, травой. Необходима ежедневная дача соли. Поят лошадей за 4-5 км до стоянки. Чтобы лошади на водопое пили воду медленнее, удила изо рта не вынимают.

Для зимнего использования лошадей под седлом и вьюком пригодны упитанные, крепкие лошади (якутского типа), способные к зимней подснежной тебенёвке, переносящие ночевки на открытом воздухе при низких температурах.

Лошади на охотеЛошади на охоте

Переходы без троп

В условиях более или менее постоянной работы с лошадьми в промысловой обстановке необходимо иметь запас кормов (сено, овес) и помещение для ночлега животных. На ночевках в таежной зоне во время морозов нужно ставить лошадей в защищенные от ветра места, головой в подветренную сторону, обтирать насухо, укрывать попонами. При вынужденной стоянке и продолжительном пребывании на морозе через каждые 3-4 ч лошадей растирают травяным жгутом, делают 15-20-минутные проездки. Перед привалом движение должно становиться более спокойным, лошади должны пройти не менее 3-4 км неспешным шагом; разгоряченным лошадям надо давать 20-30-минутную проводку (водопой абсолютно исключен), повторяя ее через час.

Перед седловкой или запряжкой покрытых инеем лошадей растирают травяными жгутами, просушивают суконной попоной, седло согревают перед костром (с внутренней стороны), сбрую также согревают, особо высушивают подпруги, подгрудники, подхвостники. Зимой вьючных и верховых лошадей подковывают подковами с двумя задними шипами, упряжных лошадей - с тремя. Дрожь мускулов передних ног лошади - признак того, что лошадь непригодна для тяжелых условий работы на охотничьем промысле. На теле лошади не должно быть сбитых мест, раны и ссадины нужно смазывать специальным лечебным составом (приготовленным в ветлечебнице). Особое внимание нужно обращать на спину лошади. В крайнем случае для смазки ссадин можно использовать пихтовую смолу.

Зимой охотник должен иметь теплую одежду, особенно должны быть защищены ноги (теплые меховые сапоги, унты). Стремена в ряде районов промысловики зимой обшивают войлоком.

Лошадей при выстойке привязывают накоротке, применяют узлы, не развязывающиеся при подергивании (легко развязываются если потянуть за свисающий длинный конец).

При массовом лёте кровососущих насекомых разводят дымокуры. Нельзя выпускать лошадей стреноженными для пастьбы в местах с ветровалом, буреломом, ямами. Если выпас кратковременный, поводья привязывают к передней ноге лошади в виде путовища.

За лошадью, используемой впервые, нужно внимательно наблюдать: как она слушается узды, каковы особенности седловки. Если при затягивании подпруги или увязке вьюков лошадь кусается или лягается, следует держать ее за узду накоротке у морды и тянуть вниз.

На лошадь садятся с левой стороны, подходят спереди; не следует появляться внезапно, предварительно не подав голоса. Действовать поводьями надо плавно, затягивать рот лошади не резко.

В отдаленных промысловых районах лошади легко пугаются. В любом случае нельзя выпускать поводья, а тем более бросать их, вынимать ноги из стремян, переносить тяжесть тела на одну сторону; при спешивании необходимо держать повод.

Не следует вести на поводу (вьюками) более двух лошадей, нельзя злоупотреблять плетью, дергать поводьями вправо и влево.

При крутом подъеме лошадь поднимается прыжками. Везде, а особенно на осыпях, нужно давать лошади возможность самостоятельного выбора пути, нельзя тянуть животное за повод, задирать ей голову вверх (повод на спусках должен быть длинным).

Передвижения на охоте в болотистой местности

Многие лошади в лесу пытаются пройти между тесно стоящими деревьями, всаднику необходимо внимательно следить за этим. Нельзя заставлять лошадей перепрыгивать через лежащие стволы, необходимо обвести либо дать возможность лошади самостоятельно перешагнуть.

В болотистой местности нужно сначала охотнику найти наиболее безопасный переход, а затем провести лошадей в поводу, но не двигаться с лошадьми по растоптанной тропе, где нарушен верхний слой почвы.

Переход через реки разрешается при глубине до 1,25 м и течении реки до 2 м/с; перед бродом можно дать лошади напиться и подтянуть подпругу. Если отчетливо не видно дна брода, нужно отпустить поводья и дать лошади возможность самой выбирать путь.

При переправе вплавь (в сопровождении лодки) нужно следить, чтобы вода не попадала лошади в уши (такие переправы возможны при скорости течения реки до 1,5 м/с и ширине реки до 100 м). Лошадь, боящуюся плыть, переправляют последней. Очень осторожно двигаются с лошадьми по гарям.

Езда на собакахЕзда на собаках

Езда на собаках

Езда на собаках практикуется в немногих промысловых районах тундры и лесотундры. Отбирают ездовых собак в упряжку строго, критически оценивая каждую из них. Лучше не иметь в упряжке одноцветных белых собак. В ряде мест собаки используются на промысле как вспомогательная тягловая сила (1-2 собаки) в ручных нартах, которые везет охотник (например, на Дальнем Востоке).

Для длительного передвижения применяют собак выносливых, идущих рысью. Ездовые собаки должны быть общительными, восприимчивыми к дрессировке, здоровыми, с уравновешенным типом поведения. Собаки в упряжке должны быть примерно одного ездового класса, это обеспечивает высокую общую работоспособность упряжки. Нарты должны быть надежными, их проверяют и запрягают собак в уже груженую и увязанную нарту. Потяг от нарт вытягивают вперед во всю длину, крепят в этом состоянии остолом. Алыки (сбруя упряжная) надевают на собак сразу же при отвязывании их с привязи. При этом собак осматривают, проверяют лапы, уши, отсутствие потертостей, ран. Надевают алыки при парной запряжке нарт сразу двум собакам. Собак к нартам лучше подводить парами и тут же привязывать к потягу. Для очень хорошего хода легкой упряжки достаточно 6 сильных собак. В поездке надо следить, чтобы при ослабевшем потяге собаки, набегая друг на друга, не путали упряжь. Если собаки понесли нарты, надо стараться завалить ее на бок, тогда упряжка остановится. На привалах в тундре, когда не распрягают собак и упряжку некуда привязать, нарты ставят на бок, или (по возможности) переворачивают. Перед остановкой собак нарты нужно подтормаживать, гасить их инерцию. Режим движения обычный - через каждый час езды давать отдых упряжке на 5-10 мин. При переходе собак на другую сторону потяга, что бывает часто, их возвращают на место приподниманием потяга. Для поездки на небольшое расстояние чаще используют 4-5 собак, нарты грузят легко, груз равномерно распределяют. В больших нартах (10 собак) тяжелый и малогабаритный груз занимает переднюю часть, ближе к середине - мягкий груз (здесь сиденье охотника). В задней половине нарт груз укладывают повыше.

На маршруте нужно избегать осыпей, каменистых мест, в приморской зоне при движении по льду огибать торосистые участки. Для предохранения лап собак от порезов льдом и снегом ранее в ряде промысловых районов одевали собакам на лапы специально сшитые кожаные чулочки (из выделанной кожи).

При спуске нарты следует направлять наискосок по склону. Тормозят остолом, ногами; для остановки выбирают ровное место. Режим движения: при не сильно пересеченной поверхности снега средняя скорость 6-7 км/ч, дневной переход 70-80 км. Для хорошей упряжки из 10 собак весовая нагрузка нарт - до 400-500 кг, возможна многодневная поездка. При скоростной езде на легковых нартах собаки могут пройти более 150 км в сутки.

Сани для охоты

Когда нельзя пользоваться почему-либо для переезда и перевозки снаряжения лошадью, очень удобными являются узкие и длинные сани. Они делаются из двух тоненьких полозков. Передние и задние концы полозков загнуты кверху. В полозья укрепляются три-четыре копыла; они связываются между собою посредством тоненьких черемуховых вязок. На вязки, вдоль нарт кладется тоненькая дощечка, а выше ее делаются на копыльях нащепы, т. е. тоненькие еловые жерди, расщепленные против копыльев, которые в эти щели и вдеваются. Дощечка крепится к нащепам тоненькими переплетенными веревочками. Передние концы полозьев скрепляются черемуховой горизонтальной дугой, к которой привязывается поводок, за который тянут нарты. Дуги притянуты черемуховыми вязками к первым копыльям. Они очень легки на ходу и мало грузнут в снег. В эти санки, в помощь везущему человеку, можно впрягать и собаку, одевая ей широкую ременную шлейку на шею и пристегивая ее к поводку нарт.

Техника безопасности вьючного, гужевого и верхового транспорта

Использование вьючного, гужевого и верхового транспорта характеризуется определенными требованиями. Существуют общие правила техники безопасности, соблюдение которых обязательно при использовании любых транспортных животных согласно методическим рекомендациям «Охрана труда и техника безопасности в охотничьем хозяйстве» Главохоты  РФ:

  • животные, предназначенные для использования на охотничьем промысле, должны пройти специальный отбор и ветеринарный осмотр;
  • животные должны быть обучены, знать определенные команды и хорошо слушаться охотника;
  • охотники, использующие животных, должны в свою очередь знать правила обращения с животными, четко выполнять элементарные зооветеринарные требования;
  • при езде упряжь и сбруя должны быть исправны, тщательно подогнаны, своевременно починены, высушены;
  • в облесенной, закустаренной, высокогорной местности охотники должны соблюдать особую осторожность, чтобы не нанести повреждений себе, транспортным животным, сберечь груз;
  • при преодолении крутых склонов или спусков нужно сойти с нарт или саней, пройти опасное место пешком, ведя животное в поводу, не намотанном на руку;
  • груз во вьюке или нартах (санях) должен быть распределен равномерно, особое внимание нужно обращать на надлежащую упаковку режущих и колющих предметов, на укрытие груза от влаги;
  • при длительном маршруте необходимо иметь: запас продуктов, запасную обувь, теплую одежду, палатку, спальный мешок, средства связи и сигнализации, оружие, медицинскую аптечку, спички;
  • в труднодоступной местности нельзя идти рядом с санями,
  • нартами или навьюченными животными со стороны обрыва, оврага, топкого места;
  • если ширина вьюков затрудняет движение (на узких горных и лесных тропах), целесообразно перенести груз вручную и снова вьючить животных;
  • при езде по используемым транспортом дорогам необходимо придерживаться правой стороны;
  • при вьючно-санном передвижении (в отдаленных районах) и встрече в пути с механическим транспортом лучше сворачивать в сторону, останавливаться, пропускать транспорт, придерживая животных;
  • запрещается проводить транспортных животных, вьюки которых связаны друг с другом «цепочкой», по узким тропам, слабоустойчивым грунтам, марям, болотам, старым гарям, при переправах через реки и другие опасные места.

Оленный транспорт:

  • грузоподъемность нарт с двумя оленями - 160-180 кг полезного груза;
  • нельзя использовать на охотничьем промысле, запрягать в нарты упрямых, а также молодых и плохо обученных животных;
  • для достаточно длительного сохранения работоспособности животных на парной оленьей упряжке нужно ездить одному человеку;
  • выбившиеся из сил олени нуждаются в многодневном отдыхе, подкормке комбикормом, солью, в выпасе на богатых пастбищах;
  • оленей нельзя заставлять работать при появлении признаков усталости, при появлении малейшей хромоты. В этом случае животных либо меняют, либо дают отдых в первом, подходящем для стоянки, месте;
  • необходимо избегать на оленьих маршрутах каменистого грунта, гладкого льда, глубокого рыхлого снега, густых зарослей, болотистых мест, крутых спусков и подъемов;
  • при использовании оленей в нартах острые концы рогов оленей лучше отпиливать;
  • при езде «аргишем» на нескольких нартах передовой ездок должен периодически следить за движением идущей сзади упряжки;
  • для остановки малообученных и сильных оленей лучше использовать время прохождения подъема, когда оленям труднее идти, или свернуть нарты в глубокий снег;
  • при езде «аргишем» по рыхлому и глубокому снегу для оленей нужно прокладывать путь на лыжах, ведя животных в поводу, а нарты без груза, и только затем следуют нарты с грузом;
  • один охотник может вести в поводу и контролировать не более пяти оленей;
  • наледи на реках зимой преодолевают, не останавливая передовых оленей, после остановки на гладком льду надо помогать оленям сдвинуть нарты с места;
  • при экспедиционном промысле работа оленей в нартах должна продолжаться до 6-7 ч в сутки, через каждые 50-60 мин движения оленям необходимо дать отдых 10 мин;
  • при охоте верхом на оленях (учагах) в середине дня охотники должны делать 1-2-часовой привал, чтобы животные отдохнули;
  • место для ночлега оленных охотников выбирается в зависимости от наличия и доступности подножных кормов для оленей;
  • охотники в нартах, трогаясь «аргишем» в путь, должны выполнять команды переднего ездока;
  • перед началом движения седок сдвигает нарты с места, покачивает их с боку на бок, так как чаще всего полозья на стоянках примерзают к снегу; на нарты садятся с ходу;
  • при движении каравана оленей нельзя допускать отставания отдельных нарт, это особо опасно на реках с полыньями и пропаринами;
  • при проторенной тропе маршрута спрямлять дорогу и следовать напрямик можно только в случае крайней необходимости; на ночевках нужно предотвращать порчу груза оленями;
  • при движении по глубокому рыхлому снегу передовая упряжка должна периодически подмениваться другими упряжками «аргиша».